Индивидуальное занятие. Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]

комплекс упражнений для свистящих звуковИндивидуальное занятие. Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

 Цель: закрепить правильное произношение свистящих звуков изолировано.

Задачи:

1. Закрепление правильного выполнения артикуляционных упражнений;

2. Продолжать правильно формировать длительную направленную струю;

3. Развивать внимание;

4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: Сегодня к нам в гости пришел Звукознайкин. Наш Звукознайкин все умеет. Он стихи сочиняет, картинки рисует, спортом занимается. А еще он правильно и красиво говорит. Он и тебя может этому научить. Звукознайкин откроет тебе страну красивых звуков. Звукознайкин любит повторять: «Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Послушай внимательно, что рассказывает он.  комплекс упражнений для свистящих звуков

В нашей речи очень часто встречаются свистящие звуки. Их пять: с твердым звуком [с] ты уже познакомился. Твердый звук [с] ты произносишь в словах: санки, лиса, нос. Мягкий звук [сь] ты слышишь и произносишь в словах: семь, осёл, лось. Твердый звук [з] ты слышишь и произносишь в словах: замок, коза, ваза. Мягкий звук [зь] ты слышишь и произносишь в словах: зима, земля, газета. Всегда только твердый звук [ц] ты слышишь и произносишь в словах: цапля, птица, заяц (ребенок повторяет все слова за логопедом с изучаемыми звуками). Звукознайкин предлагает тебе проверить, правильно ли ты произносишь эти звуки. Запомни! При произнесении звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]: губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образуют с ними щель, через которую по середине языка идет сильная холодная струя.

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков: Но прежде чем мы начнем произносить звуки, поиграем с нашим непослушным язычком (упражнения:

— «Лопаточка»: улыбнись, приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.Язык лопаткой положи.И спокойно поддержи.Язык надо расслаблятьИ под счет его держать:Раз, два, три, четыре, пять!Язык можно убирать.  комплекс упражнений для свистящих звуков
— «Накажем непослушный язычок»: «наказать» язык тебе помогут губы. Для этого тебе придется просто подразниться, вот так. Положи язык на нижнюю губу и произнеси: «Пя-пя-пя». Как будто верхней губой слегка пошлепал свой непослушный язык. Сделай так еще раз.На губу язык клади,«Пя-пя-пя» произноси,Мышцы расслабляются…Лопатка получается…Ты под счет ее держи…До пяти…до десяти…
— «Почистим зубки»: улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. Если получится, почисти верхние зубы. Проговаривай про себя:Чищу зубы, чищу зубыИ снаружи…и внутри…Не болели, не темнели,Не желтели чтоб они.  комплекс упражнений для свистящих звуков
Твой язык станет сильным, если ты научишься выполнять упражнение «Язык-силач»: слегка улыбнись, приоткрой ротик, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирай язычок в зубы.Язычок у нас силач –В зубы упирается,Сильно напрягается,Горкой выгибается.Силачу пора на отдых.Чтобы смог он полежать,Мышцы будем расслаблять.Чувствуешь спинка языка напрягается, даже выгнулась. Устал язык? Положи его расслабленным – лопаточкой – во рту, пусть отдохнет.  комплекс упражнений для свистящих звуков
И последнее упражнение «Качели»: улыбнись, открой рот, как при звуке [а], опусти широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два». Давай повторим ещё разок!На качелях я качаюсь:Вверх – вниз, вверх – вниз,Я до крыши поднимаюсь,А потом спускаюсь вниз.  комплекс упражнений для свистящих звуков

Только следи, чтобы работал только язычок, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Ты научил свой язычок качаться.

3. [С]: ну а теперь посмотри на картинку. Звукознайкин отправился в лес, но по дороге домой колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.  комплекс упражнений для свистящих звуков
4. [Сь]: а сейчас помоги Звукознайкину заготовить дрова на зиму, начинаем вместе с ним пилить осинку: сь-сь-сь-сь. Слушай себя – мягко свистит пила: сь-сь-сь-сь.  комплекс упражнений для свистящих звуков
5. [З]: в лесу много комаров – полным-полно, замучили они вас со Звукознайкиным, звенят и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звенит своим твердым голосом: з-з-з-з.6. [Зь]: Подразни комаров – позвени твердым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся. А теперь представь, что ты маленький комарик: улыбнись широко, выгни спинку языка, мягко позвени голоском: зь-зь-зь.  комплекс упражнений для свистящих звуков
7. [Ц]: представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц – слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички: улыбнись открытой улыбкой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, переднюю часть языка прижимай к верхним зубам, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, поднеси руку к своему рту и почувствуешь сильную толчкообразную холодную струю воздуха. Давай немножко посвистим отрывистую песенку синички: ц-ц-ц-ц.  комплекс упражнений для свистящих звуков

8. Итог занятия: давай повторим упражнения: накачай насос (с-с-с), спили осинку (сь), позвени, как комары это делают (з), просвисти песенку синички (ц). Умница! Может быть, у тебя еще и не всё получается, как следует. Поэтому чтобы научиться красиво и правильно произносить свистящие звуки, нужно и дальше тренировать свой язычок, с помощью упражнений, которые ты уже научился делать.

См. также: Автоматизация звуков в стихах

Автоматизация звука С в слогах

Индивидуальное занятие автоматизация звука С

Индивидуальное занятие автоматизация звука С в слогах и словах

Индивидуальное занятие автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях

Индивидуальное занятие автоматизация звука С. Путешествие на Веселую полянку

Конспект занятия постановка звука С

Логопедическое групповое занятие дифференциация звуков С Ш

См. также интересные логопедические занятия: Конспект занятия «В гостях у волшебного квадрата»

 Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

 Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)

Развитие логического мышления у дошкольников

Конспект логопедического занятия с дошкольниками. Правильное произношение гласных звуков

Развитие связной речи у детей

Сказка о веселом язычке (для заикающегося дошкольника)

Логопедическое занятие с младшими школьниками Обозначение мягкости согласных на письме Мягкий знак на конце слова

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок