[sape_tizer]

Аффективное поведение детей с проблемами речи в период адаптации к детскому саду

период адаптации в детском садуАффективное поведение детей с проблемами речи в период адаптации к детскому саду

Характер эмоций оказывает большое влияние на здоровье человека, определяет его жизненный тонус, отношение к окружающему миру. Проходя путь прогрессивного развития, они приобретают все более богатое содержание и весьма сложные формы под влиянием социальных условий и воспитания.

Дошкольный возраст представляет собой особую фазу в эмоциональном развитии детей, поскольку эмоции находятся как бы «в центре» всей системы психических процессов и функций.

Характерное для дошкольника многообразие эмоциональных явлений (аффекты, предметные эмоции и чувства) на начальном этапе его развития играет важнейшую жизненную роль. Позже можно вести речь об определенной степени произвольности и даже осознанности ситуативных эмоций и обобщенных чувств детей. Исследования А. В. Запорожца, В.К. Вилюнаса, М. Раттера, А.Д. Кошелевой и др. свидетельствуют о том, что организм ребенка испытывает постоянную потребность в эмоциональном насыщении.

Эмоции ребенка рассматриваются в первую очередь как внутренняя система подкрепления, мотиваторы познания и деятельности. По мнению А. Валлона, именно эмоции, благодаря их психогенетической ориентации, осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерений и рассудочной способности.

Семья и внутрисемейные отношения – важнейшие социальные факторы, определяющие содержание детских эмоций, динамику их развития. Влияние положительных эмоций снижает возбуждение, обеспечивает нормальную работу разных функциональных систем, а при длительных воздействиях травмирующего или стрессогенного характера неизбежны отрицательные эмоции, устойчивые негативные эмоциональные состояния.

К симптому переживаемого ребенком эмоционального неблагополучия относится аффективное поведение деструктивного характера.

В онтогенезе аффекты – наиболее ранняя и примитивная форма эмоционального реагирования инстинктивной природы. Аффективность, ярко проявляясь на начальном этапе развития ребенка, позже существенно меняется под влиянием условий воспитания, постепенно уступая место другим эмоциональным явлениям: собственно эмоциям и чувствам. Однако в дошкольном возрасте аффективное поведение остается достаточно выраженным, «аварийным» способом разрешения ситуаций, чрезвычайно энергоемким, а главное – деструктивным по своему влиянию на отдельные психические процессы и сознание ребенка в целом. Выраженная склонность к аффективному реагированию делает поведение ребенка неадаптивным, разбалансированным, дисгармоничным.

Аффективное поведение недостаточно изучено. В уточнении нуждаются критерии эффективности на ранних этапах онтогенеза, формы ее проявления, методы коррекции аффективного поведения при изменении социальной ситуации развития детей с речевыми проблемами (в частности, при поступлении в дошкольное учреждение), недостаточно исследована роль близкого взрослого в предупреждении и коррекции деструктивного аффективного поведения детей.

Большое влияние на аффективное поведение оказывает материнское отношение к ребенку. Проявление в поведении ребенка деструктивных аффектов, возникающих в ситуации кратковременных разлук с близкими, осложняет ход его психического развития, затрудняет установление связей с окружающими, препятствует освоению новых социальных ролей, развитию активного общения.

Аффективное поведение ребенка может провоцироваться при разлуке его с матерью. Аффект в условиях первых ранних, даже коротких разлук снижает жизненный тонус ребенка, его защитные силы. Разлука порождает чувство тревоги, незащищенности, отвергнутости. Незрелость родительских чувств, неконтролирование родителями собственных эмоций или невротические состояния матери могут усиливать аффективное поведение, способствовать превращению отдельной аффективной реакции в устойчивое аффективное состояние.

Аффектогенную роль для детей с нарушением речевого развития может играть ситуация разлуки с матерью в связи с поступлением ребенка в дошкольное учреждение. Особенно серьезным испытаниям, с этой точки зрения, подвергается эмоциональная сфера детей трехлетнего возраста, известного в психологии как кризисный период развития. Возможности адаптации ребенка к дошкольному учреждению тесно связаны с тем субъективным смыслом, который имеют для ребенка первые разлуки с матерью, его чувствительностью к стрессовым ситуациям, возможностями формирования замещающей привязанности в этих условиях.

Эмоциональная сфера ребенка и его переживания – «центр» всей его психической жизни, но эта сфера хрупка, ранима и часто не выдерживает психологических нагрузок. При смене привычных жизненных стереотипов поведение ребенка подвержено эмоциональным срывам, деструктивным аффектам.

При смене социальной ситуации развития, вынужденном разлучении с близкими у ребенка возникают острые переживания глубокого внутреннего дискомфорта (страх, тревога, агрессия, грусть) – по своей природе эмоциональные реакции аффективного характера («аффективные клише»), которые становятся основой формирования выраженных симптомов дисгармоничного и неадаптивного поведения, создающих угрозу здоровью и развитию. Кроме того, возникает аффективный дискомфорт в контактах ребенка с окружающим миром. Невротические реакции матери в ситуации разлучения, ее повышенная тревожность, беспокойство за ребенка приводят к ответной зависимости его эмоционального состояния по типу невротической, аффективной привязанности.

Ребенок с проблемами в развитии речи в адаптационный период будет испытывать еще большие трудности. Значительное место в эмоциональных проявлениях таких детей будет занимать аффективное поведение, зависящее от материнского отношения и особенностей природной их чувствительности.

Ранняя диагностика детей с аффективными проявлениями в поведении, целенаправленная помощь семье и дошкольному учреждению в преодолении у них устойчивых аффектов могут скомпенсировать возникающие трудности и предотвратить отклонения в развитии. Тут важен дифференцированный подход к коррекции аффективного поведения с учетом речевых патологий, деструктивного аффекта в поведении ребенка и типа материнского отношения.

Интересно почитать: Учим говорить самых маленьких

Организация взаимодействия детского сада с семьями детей, имеющих нарушения речи

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Как правильно учить ребенка читать?

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Релаксационная гимнастика

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок