[sape_tizer]

Артикуляционная гимнастика для детей с врожденными расщелинами нёба

комплекс артикуляционной гимнастикиАртикуляционная гимнастика для детей с врожденными расщелинами нёба

Артикуляционная гимнастика включает комплекс общеразвивающих статических и динамических упражнений, цель которых состоит в выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения переключаться с одной артикуляции на другую.

Все это подготавливает органы артикуляции к правильному звукообразованию.

На каждом занятии выполняются 8 — 10 упражнений 6 — 10 раз. Все упражнения необходимо вы полнять ритмично, под счет логопеда. Каждое позиционное движение органов артикуляции отрабатывается четко, без усилий, с контролем перед зеркалом.

Упражнения для нижней челюсти

  • Рот полуоткрыт — широко открыт — закрыт.
  • Движение нижней челюсти вперед, рот полуоткрыт.
  • Произвольное движение нижней челюсти вправо-влево.
  • Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого нёба, языка и губ.
  • Кулаком подпереть нижнюю челюсть, открывать рот с сопротивлением, надавливая кулаком на челюсть.

Упражнения для губ и щек

Начинаем тренировать губы, удерживая ими кусочки сухаря или конфеты. Упражнение делают под счет и следят, чтобы губы не вытягивались в трубочку. Для тренировки мышц щек рекомендуется удерживать во рту вязкую жидкость (кисель или густой сок).

  • Надувать обе щеки одновременно.
  • Надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую).
  • Втягивать щеки в ротовую полость между зубами.
  • Выполнять сосательные движения.
  • Растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в сторо­ны, вверх и вниз, обнажая зубы, затем их расслабить.
  • Сделать «хоботок», удерживая его 5 — 10 секунд.
  • Попеременно произносить и-у, и-о.
  • Поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
  • Имитация полоскания зубов (надуть губы).
  • Надуть под верхнюю, затем под нижнюю губу.
  • Производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

Упражнения для языка

Учим ребенка выполнять артикуляционные упражнения для языка, используя непроизвольные движения: дотянуться до носа, до подбородка, облизывать намазанные сладким губы, поглаживать щеки языком изнутри, упираться языком попеременно в слизистую оболочку щек. Для укрепления кончика языка полезно слизывание капель (меда, варенья) с вогнутой поверхности ложки. При этом постепенно уменьшать размер ложки от столовой до ложечки для горчицы.

  • «Часики» — широко открыть рот, высунуть язык, двигать его в стороны.
  • «Качели» — широко открыт рот, высунуть язык, двигать его попеременно вверх-вниз.
  • «Маляр» — широко открыт рот, гладить языком твердое нёбо по направлению вперед-назад.
  • «Иголочка» — широко открыт рот, высунуть язык вперед, максимально сжать, чтобы заострился кончик языка. «Лошадка» — цокать языком.
  • «Грибок» — широко открыт рот, присосать язык к твердому нёбу, чтобы натянулась подъязычная складка.
  • «Гармошка» — широко открыт рот, присосать язык к твердому нёбу, чтобы натянулась подъязычная складка, попеременно открывать-закрывать рот, удерживая язык у верхнего нёба.
  • Покусывать язык от кончика, постепенно его высовывая изо рта.
  • «Наказать непослушный язычок» — положить язык между губами, похлопывая его губами, произносить: «бя-бя-бя».

Гимнастика мимических мышц

Достаточно часто дети с расщелинами нёба для сокращения утечки воздуха через нос рефлекторно сжимают крылья носа, напрягают лобные мышцы, хмурят брови. Подобные гримасы прочно закрепляются и становятся вредными компенсаторными привычками. Для предотвращения появления сопутствующих движений следует проводить гимнастику мимических мышц.

  • Сморщить лицо, затем расслабить.
  • Попеременно поднимать- опускать брови.
  • Одновременно закрывать- открывать глаза.
  • Попеременно закрывать правый-левый глаз.
  • Одновременно, затем попеременно прищуривать глаза.
  • Нахмурить брови, затем расслабить.
  • Совершать нюхательные движения.

Упражнения для активизации нёбно-глоточного затвора

Первоначально для активизации нёбно-глоточного затвора выполняют упражнения, в основе которых лежат физиологические акты покашливания, позевывания, глотания.

  • Высунуть язык изо рта, «показать горло врачу»;
  • Покашливать с активным выдохом и произнесением гласных звуков [и], [э], [а], [о], [у], [ы].
  • Позевывать с произнесением гласных [и], [э], [а], [о], [у], [ы].
  • Глотать воду, слюну мелкими порциями, затем имитировать глотание.

Для активизации нёбно-глоточного смыкания полезны фонационные упражнения. Широко открыв рот, ребенок должен повторять гласные звуки за взрослым сначала на твердой (отрывисто, с напряжением — !), затем на мягкой (плавной

—__ ) атаке голоса:

А! А! А!… А__ А___

Э! Э! Э!… Э__ Э___

А! Э! А___ Э___

Сначала фонационные упражнения проводятся только с гласными [а], [э]. По мере постановки гласных звуков можно увеличивать количество звукосочетаний:

О!О!О!… О__ О___

У!У!У!… У__ У___

А! У! А___ У___

Э! О! Э___ О___

А! Э! О! А__ Э___ О___ и т.д.

Интересно почитать: Артикуляционная гимнастика для детей

Сказка о веселом язычке. Подготовительный этап

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи через игру

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок