[sape_tizer]

Диагностика алалии

неговорящие детиДиагностика алалии

Многие специалисты большое внимание уделяют детям, у которых полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию называли «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста», сейчас остановились на термине «алалия», обозначающем отсутствие речи у детей или ее системное недоразвитие. Это сложный речевой дефект, вызванный поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет).

В массовом детском саду «неговорящих» детей, в частности с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности, путают с детьми с умственной отсталостью.

Однако при создании благоприятных условий и комплексной коррекционной работе появляется возможность формирования у таких детей полноценной самостоятельной речи и готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.

Каков портрет неговорящего ребенка?

В рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левина выделяют три группы речевого развития неговорящих детей:

— отсутствие общеупотребительной речи;

— начатки (зачатки) общеупотребительной речи;

— развитие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В речи детей-алаликов выделяют целый ряд ошибок:

— многочисленные пропуски звуков;

— обязательный атрибут – грубое нарушение слоговой структуры;

— смешение элементов двух и более слов;

— перестановка слогов в словах;

— наличие выраженных аграмматизмов;

— грубые (весьма обильные и многообразные) нарушения звукопроизношения.

Психологические особенности неговорящих детей (с моторной алалией):

— речевой негативизм, то есть нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми;

— застенчивость, робость;

— эмоционально-волевая незрелость;

— невротическая и неврозоподобная симптоматика;

— неполноценность усвоения и воспроизведения вербальных знаний, не подкрепленных непосредственным опытом;

— выраженный дефицит кратковременной слухоречевой памяти.

Как выявить неговорящего ребенка?

Внимательное изучение анамнеза развития ребенка необходимо для воспроизведения наиболее полной картины.

Основной причиной возникновения алалии большинство исследователей считают патологию протекания беременности: токсикоз, угроза ее прерывания, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери, вредные привычки (наркомания, табокурение). К другим причинам относятся рождение в асфиксии, родовая травма, мозговые заболевания и травмы головы малыша в раннем возрасте.

Первые признаки речевого расстройства проявляются у детей на 2-ом году жизни: первые слова появляются поздно – к 3 – 4 годам, фразовая речь формируется только после 5 – 6 лет.

При исследовании неречевых психических функций важно отличать особенности выполнения заданий детьми с алалией и детьми с умственной отсталостью.

Ошибки, характерные для детей с умственно отсталостью (УО):

— неустойчивое внимание;

— неумение воспроизводить заданный ритм (при исследовании динамического праксиса), даже после подробной инструкции;

— отклонения в зрительном восприятии: дети не соотносят название цвета и цвет, геометрические фигуры с их названием. Это хорошо заметно в задании «Подбнри картинку к цветовому фону»;

— отклонение от нормы зрительно-пространственного гнозиса и праксиса: дети не могут показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т. д. Детки слабо ориентируются в пространстве.

Основными показателями сформированности неречевых психических функций могут служить задания: складывание пирамидки на 5 – 12 деталей, разрезанные картинки (12 частей), кубики (12 частей), пазлы (56 деталей), «Сложи из палочек» (4 – 6 штук): по образцу, по памяти. Эти задания дети с умственной отсталостью самостоятельно выполнить не могут. Кроме того, подсказка не является стимулом для верного выполнения задания, так как детям с умственной отсталостью не свойствен метод проб и ошибок.

Характерные особенности неговорящих деток:

— несформированность статической и динамической координации движений;

— высокий уровень сформированности функции, что видно при выполнении задания «Покажи девочку, которая ловит бабочку»;

— затруднения в понимании предложно-падежных конструкций, сложноподчиненных предложений, при дифференциации глаголов с различными приставками;

— сформированность пассивного словаря;

нарушение речевой моторики, звукопроизношения, состояния фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, лексико-грамматического строя.

См. также: Дифференциальная диагностика моторной алалии и задержки речевого развития у детей (ЗЗР)

Дифференциальная диагностика моторной алалии и системного недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Логопедическая работа с детьми-алаликами раннего возраста

Виды речевых нарушений

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок