Дидактические игры Сенсорное развитие

Дидактические игры Сенсорное развитиеДидактические игры Сенсорное развитие

Обучение детей зрительному восприятию предметов

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (черный, серый, белый) цвета.

Работа по ознакомлению с цветом начинается еще в ясельной группе детского сада. Дети знакомятся с шестью основными цветами, их названиями.

Работа в младшей группе начинается с ознакомления с шестью цветами спектра и их названиями. Дети обучаются действию идентификации по цвету. С этой целью проводится игра «Спрячь мышку» дети должны подобрать к домику окошечки того же цвета.

Дидактические игры Сенсорное развитие

Далее происходит знакомство с оттенками цвета, начиная с оттенков цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темная». С этой целью проводятся занятия по окраске воды. Первоначально дети знакомятся с двумя светлотными оттенками красного цветы: светло-красный, темно-красный; дети учатся способам их получения. Затем ребенок знакомится с двумя светлотными оттенками, но уже не одного, а 6 цветов спектра. Эта же цель достигается на материале дидактических игр «Подбери предметы похожего цвета» и «Магазин». Кроме перечисленных выше приемов знакомства с оттенками цвета используется и такой прием, как высветление цвета с помощью белил. Оттенок цвета получается путем добавления в белила (на палитре) цветной краски.

Следующий сенсорный эталон – форма.

Работа в младшей группе начинается с ознакомления детей с кругом, квадратом, треугольником. Дети обучаются приему обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. Помочь решить эту задачу может игра «В царстве фигурок – человечиков». Дети рассматривают геометрические фигуры. Обводят их контуры пальчиком. Узнают, как зовут каждого из человечиков. Затем дети собирают в корзинку печенье для фигурок такой же формы, как они сами. С этой же целью можно провести аппликацию «Платочки для фигурок – человечиков», где в заключении дети дарят каждой из фигурок свой платочек.

Ознакомив детей с геометрическими формами, можно переходить к формированию действий по образцу на материале занятия «Кто, где спит?». Дети должны разложить человечиков по своим кроваткам – контурным изображениям самих фигур.

Например, в дидактической игре, «Какой формы предметы в нашей группе?» дети должны быть очень внимательными и наблюдательными и отыскать среди всех предметов, предметы заданной формы.

Затем обучаем восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. Аппликация «Орнамент». Дети анализируют предложенный им образец. Выполняют свой аналогичный.

Дидактическая игра «Построим домики для фигур» закрепляет представления детей о формах. В качестве используемого материала для постройки домиков предлагаем счетные палочки, карандаши, мягкую проволоку, шерстяные нитки и т.п.

И в заключении, когда дети уже имеют узнавать, называть и находить нужные геометрические формы, можно обучать их подбору фигур на ощупь по зрительно-воспринимаемого образцу, например, посмотри на эту игрушку, найди в волшебном мешочке такую же на ощупь. Работа начинается с обучения соотнесению по величине трех предметов, на примере «Игры с мячами», а так же игр с куклами и медведями. На основе ведущего вида деятельности – игры, дети выполняют сложную умственную операцию. Располагают 3-х кукол разной величины в порядке убывания, аналогично 3-х медведей. Так же выполняют различные поручения: уложи спать большую куклу, принеси бочонок меда маленькому медвежонку и т. п.

Особое место занимают эталоны величин, так как они носят условный характер. Сравнивая различные предметы, малыш понимает, что объекты могут быть большими и маленькими. Родители помогают ребенку, объясняя, что арбуз большой, а апельсин – маленький, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

В детском салу проводится обучение приемам соотнесения предметов по величине – наложению и приложению. Предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький.

Когда дети усвоили сериационный ряд из 5  предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов). После того, как дети, сопоставляя раскладывают каждому мишке нужную мисочку, задание еще более усложняется – разложить в мисочки соответствующие ложки.

Как один из вариантов обучения расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины – аппликация «Елочка» (сериационный ряд из 5 объектов).

Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из  девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.

В младшей группе проводится работа и по развитию глазомера. В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов.

Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую); «Закрой двери в домиках».

Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.

Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.)

Очень важно понимать как родителям, так и педагогам, что сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности детей способствуют их умственному развитию и успешному обучению в школе.

См. также: Развитие сенсорных способностей дошкольников

Сенсорное развитие посредством дидактических игр

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок