Дифференциация гласных звуков У Ю (тренировочные упражнения)

Дифференциация гласных звуков У Ю
Дифференциация
гласных звуков

(тренировочные упражнения)Дифференциация гласных звуков У Ю

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных У Ю. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные У-Ю на слух и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица гласных I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед. Вспомните, какие звуки обозначаются буквой Ю.

Логопед вывешивают на доску таблицу с гласными I и II ряда и предлагает учащимся объяснить, как образовалась гласная Ю.

дифференциация гласных У Ю

Ученики. Гласная Ю обозначает: Ю = [Й,] + [У].

2. Тренировочные упражнения.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркальце и произнесите четко и ясно звук [у], обратите внимание на положение губ (губы образовали трубочку, язычок касается нижних альвеол).

Логопед поясняет:

Когда мы произносим звук [у], то:

— губы вытянуты вперед трубочкой;

— зубы не смыкаются, они закрыты губами;

— зубы не смыкаются, они закрыты губами;

— корень языка поднят;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

— голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Горлышко «работает». (Для фиксации голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке.)

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой Ю. обязательно обратите внимание на артикуляционные особенности – губы образовались в трубочку, язычок сначала наверху (на «потолочке»), затем его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад.

Какой можно сделать вывод?

Ученики. В произнесении эти звуки похожи.

Логопед. Мы сейчас сравнивали гласные у-ю и наблюдали за положением губ, язычка в зеркальце. Что выяснили?

Ученики. Артикуляция этих звуков похожа.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала.

1. Подпиши под картинками буквы У-Ю.

дифференциация гласных У Ю

2. Запомни образование буквы Ю.

дифференциация гласных У Ю

3. Обведи синим карандашом картинки с твёрдыми согласными в названиях (если они дружат с буквой У), а зелёным – с мягкими согласными (если с буквой Ю).

дифференциация гласных У Ю

4. Запиши слова, обозначь их только слогом, где есть У-Ю.

дифференциация гласных У Ю

Образец: утюг – тюг.

5. Помоги ученику, измени слова по образцу.

Образец: отвечать – отвечаю.

Провожать  Дифференциация гласных звуков 9  __________________________
Очищать  __________________________
Угощать  __________________________
Вертеть  __________________________
Качать  __________________________
Замещать  __________________________
Кидать  __________________________
Летать  __________________________
Смотреть  __________________________
Пищать  __________________________

6. Прочти стихотворение, выпиши в 3 столбика слова:

1-й – с буквой У, 2-й – с буквой Ю, 3-й – с У-Ю.

На уроке

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

У

Ю

У-Ю

 _______________________  ________________________  _________________
 _______________________  ________________________  _________________
 _______________________  ________________________  _________________

7. Игра «Два светофора».

Условия игры: слова хотели перейти дорогу, но волшебные светофоры, которые имели два глаза, синий и зеленый, не могли их пропустить всех одновременно.

Задание: помоги словам разобраться, кому когда идти. Запиши их в два столбика.

Слова: тук, тюк, лук, кастрюля, карусель, каблук, изюм*, купанье, Люба, прут*, урюк*, рюкзак, люк.

 дифференциация гласных У Ю   _________________  дифференциация гласных У Ю   _________________
  _________________   _________________
  _________________   _________________
  _________________   _________________
  _________________   _________________
  _________________   _________________
  _________________   _________________

— найди пары слов, которые похожи на слух.

— объясни значение слов, обозначенных *.

— вспомни слова, которые обозначают имена собственные.

8. Собери предложения. Запиши их. Обозначь мягкость согласных перед Ю.

— саду, Люба, упала, в _________________________________________
— пруду, утки, купались, в _________________________________________
— волки, на, ночью, воют, луну _________________________________________
— плохо, стужу, в, воробью, зимнюю _________________________________________

9. Спиши предложения, раскрыв скобки и изменив слова.

* Мама повесила голубую (штора).

* Лодка подплыла к (корабль).

* Юре купили красивую (юла).

* Мама пришила метки к новому (белье).

10. Составь текст по картинке. Запиши его. Выдели твердые – мягкие согласные перед У-Ю.

 

 дифференциация гласных У Ю  дифференциация гласных У Ю

Учащиеся читают задания по очереди и выполняют их.

3. Итог занятия

Логопед. Ребята, что вы сегодня узнали на занятии?

Ученики. Если гласная II ряда Ю стоит после согласной, то она делает ее мягкой.

Игра «Правильно – неправильно» (на развитие фонематического восприятия и внимания).

Задание

Выделить на слух предложения со смысловыми неточностями; услышав их, поднять руку. Сначала роль ведущего выполняет логопед, затем сами дети предлагают друг другу определить правильность (неправильность) придуманных ими предложений.

Например:

— По утрам я сначала надеваю куртку, а потом – рубашку.

— Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.

— Ночью я часто хожу гулять в лес.

— Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т. д.

См. также:  Дифференциация гласных звуков А — Я

Дифференциация гласных звуков А-Я  (тренировочные упражнения)

Дифференциация гласных звуков У-Ю

Дифференциация гласных звуков О-Ё

Дифференциация гласных звуков О-Ё (тренировочные упражнения)

Навигация

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок