[sape_tizer]

Элементы проблемного обучения на занятиях в начальной школе с младшими школьниками с ОНР

Элементы проблемного обучения на занятиях в начальной школе с младшими школьниками с ОНР

Для коррекции письменной речи учащихся с ОНР возможно использование на занятиях в школе технологию проблемного обучения, что способствует формированию познавательной мотивации, развитию речи и возникновению у младших школьников интереса к новому материалу.

Логопедическое занятие по теме СИНОНИМЫ

Цели:

—      формирование понятия синонимии;

—      пополнение активного словаря учащихся;

—      воспитание уважения к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

—      знакомство с синонимическим рядом;

—      формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании;

—      наблюдение над синонимами в тексте художественного произведения. Оборудование:

—      школьный словарь синонимов;

—      таблица слогов;

—      аудиокассета или CD с записью песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);

—      изображение советского солдата времен Великой Отечественной войны.

Организационный момент

Логопед. Ребята, какой праздник мы отмечаем 9 Мая? Дети. День Победы.

Логопед. 22 июня 1941 г., на рассвете, войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города.

Звучит песня «Священная война».

Основная часть

Задание 1

Логопед. Ребята, прочитайте небольшой рассказ и скажите (жужжащее чтение), сколько раз встречается в тексте слово солдат?

Дети отвечают. Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал Панфилов. Двадцать восемь героев- панфиловцев как раз из дивизии генерала Панфилова.

Любят солдаты генерала Панфилова. Заботливый он генерал. Накормлен ли солдат, напоен, тепло ли одет, обут? Давно ли в бане вымылся солдат? Все беспокоит Панфилова.

Любят солдаты своего генерала. С ним хоть в огонь, хоть в воду. (По С. Алексееву.)

Дети. Слово солдат встречается в тексте четыре раза.

Логопед. Посмотрите на солдата времен Великой Отечественной войны и скажите, почему изображение одно, а надписи две? (Создание проблемной ситуации.)

Можете ли вы сразу сказать, что это за слова? (Побуждение к формированию проблемы.)

Дети. Нет.

Логопед. Правильно. Хотите узнать эти слова? Дети. Хотим.

Логопед. Для этого нам нужно поиграть в игру «Радист». Я вам передаю сообщение, а вы с помощью таблицы слогов расшифруйте его: 53 70 50 108. (Пишет на доске.)

Какое слово у вас получилось?

Дети. Получилось слово синонимы. 53 — си; 70 — но; 50 — ни; 108 — мы.

Логопед. Совершенно верно. Синонимы — это слова, близкие по смыслу. Запишите в тетради сегодняшнее число и тему занятия: «Синонимы».

Физкультминутка

С автоматом я иду

Маршировать на месте.

И стреляю на ходу.

Правую руку вытянуть вперед.

Если буду я солдатом,

Маршировать на месте.

Если буду я солдатом,

Маршировать на месте.

В пограничники пойду.

Сделать большими и указательными пальцами «бинокль».

Логопед. С одним синонимом к слову солдат вы уже знакомы — это слово воин. Для того чтобы найти еще один синоним, нужно из следующих букв составить слово.

А вот и буквы: Б, Ц, О, Е.

Дети записывают их в тетради и составляют слово.

Дети. Это слово — боец.

Логопед. Правильно, ребята! Два синонима к слову солдат мы уже знаем. Это воин и боец. А как же нам найти еще один синоним?

Дети. Для этого нужно воспользоваться словарем синонимов.

Логопед. Совершенно верно. Мы не можем твердо помнить синонимы. Возьмите словарь и найдите синоним к слову солдат.

Дети. Защитник.

Логопед. Правильно! Молодцы, ребята.

Задание 2

Логопед. Пропущенное в тексте слово солдат замените синонимами. Прочитайте рассказ снова и сравните его с первым вариантом.

Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал Панфилов. Двадцать восемь героев-панфиловцев как раз из дивизии генерала Панфилова.

Любят … генерала Панфилова. Заботливый он генерал. Накормлен, … напоен, тепло ли одет, обут? Давно ли в бане вымылся ..? Все беспокоит Панфилова.

Любят … своего генерала. С ним хоть в огонь, хоть в воду. (По С. Алексееву.)

Логопед. Какой текст получился ярче, разнообразнее, интереснее — первый или второй? Дети. Благодаря синонимам, второй вариант рассказа получился наиболее интересным.

Логопед. Правильно, ребята! Для избежания в устной и письменной речи повторения одних и тех же слов мы должны научиться подбирать и использовать синонимы.

Задание 3

Ученики разделяются на три группы: А, Б и С.

Логопед. Группа А напишет в тетради предложение со словом воин, группа Б напишет предложение со словом боец, группа С напишет предложение со словом защитник.

Задание 4

Указать четвертое «лишнее» слово. Проводится работа у доски.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Трусливый, боязливый, веселый, робкий.

Умный, мудрый, трудолюбивый, сообразительный.

Глупый, громкий, неразумный, несмышленый.

В предложенных рядах слов необходимо найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор.

Логопед. 9 мая 1945 года наш народ одержал победу над фашистской Германией. В память погибших советских солдатах у Кремлевской стены горит Вечный огонь. В нашем городе Йошкар-Ола тоже есть Вечный огонь, который горит в память о наших земляках, не вернувшихся с войны.

К доске выходит ученик (или группа школьников), который читает стихотворение М. Исаковского «Навек запомни!».

Ребенок

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись!

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты: рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог.

Себя в бою не пожалел

И Родину сберег.

Задание 5

Работа по карточкам. Вместо пропусков ученики должны вставить один из синонимов, указанных в скобках (устно).

  • Могиле этой … (родной, милой, дорогой)

Всем сердцем поклонись.

  • Навек … (сбереги в памяти, сохрани в памяти, запомни ): здесь лежит

Твой самый лучший друг.

  • Себя в бою … (не пощадил, не сберег, не пожалел)

И Родину сберег.

Заключительная часть

Подводятся итоги занятия. Учащиеся отвечают на вопросы логопеда.

См. также интересные логопедические занятия: Конспект логопедического занятия старшая группа

Конспект занятия Путешествие в царство грамоты

Логопедическое занятие «Алфавит»

ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Интересно почитать: Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Использование наглядного материала для логопеда

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок