Фонетико-фонематическое восприятие у дошкольников

Фонетико-фонематическое восприятие у дошкольников

Фонетико-фонематическое восприятие, фонематическое восприятие у дошкольниковК развитию фонетико-фонематического восприятия дошкольников следует подходить с природосообразных позиций.

В образовательном процессе необходимо создавать условия для полисенсорного восприятия и биосоциальных коммуникаций, учитывать онтогенетические закономерности становления речи, проводить обучающие игры в структуре семантического поля на основе познавательной событийной темы и подавать учебный материал в соответствии с пережитым, освоенным и доступным.

Аналитико-синтетическая работа над фонетико-фонематическим восприятием предполагает:

  • выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;
  • определение места звука в структуре слова;
  • определение звукового и слогового состава слова;
  • подбор слов с заданным звуком или слогом;
  • формирование слова из ряда звуков или слогов.

Систематизация речевого материала построена в последовательности, обусловленной закономерностями фонетического генезиса.

I. Общее знакомство с фонемной классификацией: гласные и согласные звуки, их дифференциация по способу образования (вокализация – преграды для вокала, звонкие – глухие, твердые – мягкие).

II. Индивидуальная характеристика речевых звуков в процессе совершенствования фонетико-фонематического восприятия.

Восприятие изолированных смыслосодержащих гласных звуков (У! – восхищение, удивление, звукоподражание…).

Выделение гласных звуков вне слияния из сильной позиции в смыслообусловленных слогах (А____ X! УА – возглас, плач) и в словах (А       ня).

Выделение гласных звуков при слиянии с согласными из сильной позиции в слове (соснА____________ , слИ   вы).

Выделение гласных звуков вне слияния и при слиянии с согласными из слабой позиции в слове (АленА).

Выделение двух и более гласных из любых позиций в слове. Определение порядка гласных звуков как рисунка слова (мАлИнА = АИ А).

Выделение взрывного согласного из конца слова (су-П).

Различение твердых и мягких согласных (изолированно, в ряду звуков, словах).

Дифференциация слов по твердости и мягкости заданных звуков (коТ, роТ… – пиТ,ь, сеТ’ь…) с последующим тренингом этого навыка.

Выделение твердых и мягких вариантов взрывного согласного при стечении согласных из любого положения в слове (П-таха, ко-П- на, сер-П…).

Выделение двух и более взрывных согласных вне слияния с гласными из любого положения в слове (К-люви-К).

Выделение освоенных звуков из начала, середины и конца слова. Поиски местоположения заданного звука в слове (Кто, маК, оКно, КлюКва, КрюК…) с тренингом этих навыков на последующих фонемах. Выделение твердых и мягких вариантов щелевых согласных из позиции вне.

Выделение твердых и мягких вариантов смычно-проходных согласных при слиянии с гласными (М_ал – М,_ил, В_ыл — В,_ил). Выделение твердых и мягких вариантов утрированного взрывного согласного при слиянии с гласным (Д-ом, Д,-инь) с последующим выделением бегло произносимого взрывного согласного в слиянии (Дым, Д,има). Различение звонких – глухих, твердых – мягких и близких по артикуляции согласных при любом положении в словах – паронимах (Дом – Том, баНка – баНЬка, КлюЧ – ПлюЩ…).

Выделение заданного звука из серии слов, из фразы. Определение порядка звуков в слове. Составление слова по заданным звукам, расположенным по порядку и вразброс.

Деление слов на слоги в порядке нарастания их количества и усложнения слоговой структуры. Составление слова по заданным слогам, расположенным по порядку и вразброс.

Определение порядкового места слога с заданным звуком.

Звуковой и слоговой анализ и синтез слов любого состава.

III. Семантическая организация общего звукового потока (значение звучащего слова).

— Знакомство с некоторыми орфоэпическими правилами в процессе звукобуквенного анализа.

— Игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов как предупреждение ошибок письменной речи.

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что эти звуковые человечки живут лишь в речевой стране Говорунии. Давайте познакомимся с ними и с их фонетическим миром.

  1. Шесть гласных звуков [у, а, и, э, о, ы] – шесть девочек. Их материнское слогообразующее начало рождает мелодию слов. Полуоткрытый рот у фигурок-символов говорит о свободном выдохе воздуха: гласные легко поются. Красный цвет платья-квадратика указывает на главную роль в словообразовании, колокольчики – на полногласие звуков, губы – на схематичную артикуляцию.

Согласные звуки – мальчики. Эта мужская половина слов участвует в их строительстве и преобразовании на фундаменте гласных звуков. Сжатые губы – символ преград на пути выдыхаемого воздуха. Песенок у согласных не получается: они свистят, шипят, вибрируют, взрываются, их можно потянуть [ж – ж – ж], но не пропеть!

Артикуляция у согласных не изображена. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным звуком дети должны уточнить положение губ и языка: подражая взрослому, глядя в зеркало (самоконтроль) и друг на друга (взаимоконтроль).

Звонкие согласные произносятся голосом и с шумом. Об этом напоминают колокольчики на их шапочках. Глухие согласные издают только шум, колокольчиков у них нет. Отличить звонкий от глухого можно, прикладывая руки к горлу: оно гудит или молчит.

Твердые согласные носят синие костюмы – квадраты. Характер у них строгий и рациональный. Они шипят строго [ш – ш – ш], стучат строго [т – т – тъ], рычат строго [р – р – р], но произносятся легко, без напряжения. Мягкие согласные одеты в зеленые костюмчики. Характер у них мягкий, сердечный. Они шипят нежно [щ – щ – щ], стучат нежно [ть – ть – ть] и даже рычат нежно [рь – рь – рь]. Это требует много сил. Вот почему произносятся они с напряжением.

  1. Характеристика звуков осуществляется по вопросам звуковой анкеты, по своему содержанию напоминающей анкетирование человека. Фамилия звука зависит от его принадлежности к семье гласных или согласных. Имя передает непосредственное звучание. Отчество у звонких и глухих согласных определяется по наличию отца – Голоса. Характер бывает твердый или мягкий.

Сведения о новом звуке можно закрепить с помощью внешнего вида звукового человечка, по конфигурации губ, наличию колокольчика и цвету костюмчика.

Опорой для планомерной характеристики любых звуков (гласный или согласный, звонкийили глухой, твердый или мягкий) служит опосредованная схема с атрибутами: приоткрытый рот – сомкнутые губы, колокольчик – перечеркнутый колокольчик, синий – зеленый квадратик.

  1. В границах одной словарной и фонетической темы хозяйничает один и тот же звуковой человечек. Отличить его от другого звука помогают буквы или картинки – эмблемы, изображенные на костюмчиках. Имя звука выделяется из начала их названия: КОТ – К, КИТ – К,. Это касается согласных, так как гласные легко различимы по символичной артикуляции.

Везде, где появляется звуковой человечек, нужно с ним работать: подбирать слова с заданным звуком, закрывать его фишкой предметы или картинки, называть этот звук как предлог или союз, следить за его произношением.

Первоначально заданный звук выделяется только на слух! При рассматривании картинок слова сначала произносятся взрослым и ребенком, а потом анализируется их звуковой состав. После успешного овладения этой задачей ребенок может находить звук с помощью шепотного или мысленного проговаривания.

  1. Для выделения звука из заданного положения в слове нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы.
  • При определении последнего звука в слове взрывной согласный можно «бросить» (сказать) на ладошку, слегка отделив его от предыдущих звуков. Соединяя след от воздушной струи с утрированным произношением звука, ребенок легко называет его.
  • При подражании взрослому одновременно с произнесением взрывного согласного в любом положении в слове «поймать» его резким движением руки в кулачок, словно комара схватить.
  • Гласные и щелевые согласные нужно потянуть, предварительно обратив внимание детей на самый длинный звук в слове. Во время его произношения предложить «поскользить» с ним словно по веревочке рукой: НОС__ОК, НОС__.
  • Для нахождения слов с заданным звуком среди других слов можно «застукать» их: хлопнуть ладошкой, если услышишь заданный звук в слове.
  1. Особенное затруднение дети испытывают при определении первого звука в слове, когда это согласный в слиянии с гласным: ДОМ – [Д], а не [ДО]. К произношению отдельного звука нужно подходить постепенно.
  • Выделять начальный взрывной согласный вне слияния, утрируя его произношение: К – ТО?
  • Выделять начальный гласный вне слияния: А ИСТ.
  • Выделять начальный щелевой согласный при слиянии с гласным: С УП.
  • Выделить начальный смычно-щелевой согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение и слегка протягивая его: В АТА.
  • Выделять начальный взрывной согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение: К__ОТ. При этом в момент произношения выделяемого звука можно подключить перечисленные ранее опорные сигналы.
  1. Знакомству со слогами предшествует ориентация в пространственной структуре слова. Дети учатся определять местоположение заданного звука в начале, середине и конце слов. Делать это можно с помощью:
  • матрицы, состоящей из трех ячеек; при нахождении местоположения звука первая, средняя или последняя ячейка закрывается квадратной фишкой – синим или зеленым костюмчиком заданного звука или самим звуковым человечком; сюжетных символов. Например, при словарной теме «Осень» нужная ячейка закрывается желтым листиком. При знакомстве с фруктами местоположение звука [и] отмечается соответствующей картинкой;
  • разрезной трехчастной картинки звуковой птички, клюв которой – первый звук в слове, хвостик – последний, крылышки и лапки – все звуки из середины слова (по мотивам рассказов Бианки, в которых синичка 3инька по аналогии с собой определяла носик, серединку и хвостик года);
  • слова-домика, к началу, середине или концу которого можно прикладывать звукового человечка или фишку – квадратик;
  • определение первых и последних звуков в их названии: «Найти носы» и «Вернуть хвосты» различным предметам.
  1. Для определения местоположения звука в слоговой структуре слова используется символ слова-домика со слогами-подъездами.
  • Уточнив порядковое место слога с заданным звуком, нужно закрыть фишкой или закрасить соответствующий квадратик – подъезд или «поселить» туда звукового человечка.
  • Подбирая слово с заданным звуком в определенном слоге, желательно опираться на схематичное изображение. Например, двухподъездныш домик, первый квадратик которого отмечен синей фишкой звука [л], подсказывает такие слова как ЛЫЖИ, ПАЛ-КИ…
  1. Звуковые человечки с эмблемами, как носители конкретного имени, могут загадывать детям слова с определенными звуками. Так, для мальчика-звука в синем костюмчике с паровозиком дети придумывают слова со звуком [п] (суп, пыхтит, пушистый…). Эмблема петушка на зеленом костюмчике побуждает подбирать слова со звуком [п,] (пить, пирог, степь, пестрый…).

Звуковые человечки могут путешествовать по помещению и отмечать своим прикосновением предметы, в названии которых слышатся их имена.

Во время автоматизации звуков соответствующие мальчики-согласные в качестве условных сигналов напоминают о правильном звукопроизношении.

  1. Там, где рядом находятся два звуковых человечка и более, нужно определять их порядок или сливать их в слово, например:
  • в слове МАК первый звук – [м], второй – [а], третий – [к];
  • в слове МЕЛ первый звук – [м,], второй – [э], третий – [л].

Фонетическая культура развивается постепенно. Поэтому ее воспитание проводится на речевых занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей в естественных и смоделированных коммуникативно-познавательных ситуациях. Предлагаю понаблюдать за использованием биоадекватных техник воспитания фонетико-фонематического восприятия в согласовании со звукобуквенным анализом в структуре комплексной игры по развитию речи.

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Особенности общения неговорящих детей

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок