Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией
Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией
Проблема диагностики и коррекции стертой формы дизартрии в последние годы вызывает повышенный интерес у отечественных и зарубежных специалистов различного профиля.
Особая степень поражения произносительной стороны речи при дизартрии характеризуется нерезко выраженной неврологической симптоматикой. Вся клиническая картина дизартрического симптомокомплекса представлена у детей смазанно, неярко. По мнению Е.Ф. Соботович, Г.А. Чернопольской, именно это речевое нарушение встречается в логопедической практике чаще других.
Нарушения фонетической и просодической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции.
Интонационная сторона речи у детей с дизартрией часто формируется фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения. Разработка целостной системы формирования паралингвистических компонентов речи позволяет определить основные задачи логопедического воздействия:
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- голоса;
- формирование голосовых модуляций и экспрессивного умения использовать их для выражения различных интонационных структур;
- эмоциональной лексики.
Коррекционную работу необходимо проводить в несколько этапов и она рассчитана на два года. В первый год осуществляются I, II, III и начало IV этапа, во второй год IV этап.
На I этапе – подготовительном – внимание уделяется развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Вначале формируется диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию с использованием контроля с помощью ладони ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, так как в этом положении легче дышать правильно, чувствовать паузу, затем в положении сидя и стоя.
С целью закрепления диафрагмально-реберного типа дыхания, развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот с детьми проводятся упражнения на развитие фиксированного и форсированного выдоха, на умение их сочетать, а также дифференцировать ротовой и носовой выдох с обязательной паузой после вдоха.
Для длительного и плавного речевого выдоха необходимы специальные упражнения с постепенным их усложнением, произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без нее. Задания выполняются в игровой форме по подражанию или словесной инструкции.
Таким образом, в ходе работы над речевым дыханием, тембром, силой, высотой голоса, длительностью и умением произвольно изменять голосовые модуляции в процессе речи создается основа для развития интонационно-выразительной ее стороны.
На II этапе формируется ритмическая организация высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, усвоение ритмики слова и предложения.
Ритмические упражнения подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности и способствуют ее развитию. К ним относятся: выполнение ударения в начале, середине, конце отрезка; отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно); подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре; имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).
Основная задача III этапа – формирование представлений об интонационной выразительности речи, которая проводится в две стадии.
- Развитие восприятия различных видов интонации:
- общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение);
- развитие восприятия интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типа (знакомство с интонационной структурой; определение картинки-символа; упражнения на выделение интонационной структуры из текста);
- дифференциация различных типов интонационных структур.
- Формирование интонационной выразительности речи, проводимое с помощью упражнений:
- по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением;
- вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением;
- вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове;
- восклицательного предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просьбе).
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками. На начальных этапах работы отрабатываются интонации по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом, а затем самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т.д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.
Таким образом, у детей формируется умение интонационно и эмоционально окрашивать свою речь, что позволяет перейти к следующему этапу логопедической работы.
На IV этапе решаются задачи формирования умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности и развития эмоциональной лексики, позволяющей вербализовать эмоциональную выразительность. Для этого разработан комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, выражающих:
- радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай ай. О! Браво! Вот это да!;
- тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду): A A A! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу!;
- удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба!; страх: Ой-ой! У-у! Ух! Ужас!.
Эта работа может проводиться на материале стихотворений К.И. Чуковского («Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), предложений, коротких рассказов, историй, наказов, сказок с использованием средств паралингвистического выражения эмоций: мимики, жестов, пантомимики.
На заключительном этапе дифференциации интонационной выразительности в экспрессивной речи дети произносят различные предложения с определенной интонацией или целевой установкой словесного действия. Здесь речевая ситуация мысленно воссоздается самим говорящим. Овладение детьми умением точно передавать свои эмоциональные состояния, эмоции сказочных героев подготавливает их к усвоению эмоциональной лексики, употребление которой неразрывно связано с интонационным выражением.
Формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации – весьма продолжительный этап, который ведется в течение второго года обучения.
- Обучение детей эмоциональной лексике, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, способствует мотивации ее употребления в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Поставленная цель обусловливает выполнение задач: расширения словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица;
- формирования синонимических и антонимических отношений;
развития самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны, обогащается с помощью словарного запаса, развития практических навыков их употребления в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях для более точной и полной передачи мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.
Интересно почитать: Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у детей-дизартриков
Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида
Упражнения на мышечную релаксацию
Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
Особенности общения неговорящих детей
Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников
Планирование занятий с заикающимися дошкольниками
Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей
Речевая карта обследования ребенка
Навигация
Предыдущая статья: ← Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида
Следующая статья: Коррекционная работа с детьми с ринолалией →
- В помощь логопеду
- В помощь родителям
- Виды речевых нарушений
- Гимнастика артикуляционная
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика пальчиковая
- Детский аутизм
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Занятия для самых маленьких
- Занятия на тему ВРЕМЕНА ГОДА
- Занятия на тему ГРИБЫ
- Занятия на тему МЕБЕЛЬ
- Занятия на тему ОДЕЖДА
- Занятия на тему ПОСУДА
- Занятия на тему ТРАНСПОРТ
- Занятия на темы ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ
- Занятия на темы ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ОВОЩИ
- Занятия по автоматизации звуков
- Занятия по дифференциации звуков
- Занятия по постановке звуков
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логопедические игры-сказки
- Развитие воображения ребенка
- Развитие логического мышления
- Развитие памяти и внимания ребенка
- Скачать материал
- Физкультминутки
- Апрель 2018 (1)
- Март 2018 (3)
- Февраль 2018 (2)
- Июнь 2017 (2)
- Февраль 2017 (9)
- Январь 2017 (1)
- Август 2016 (2)
- Апрель 2015 (9)
- Март 2015 (6)
- Февраль 2015 (20)
- Январь 2015 (29)
- Декабрь 2014 (25)
- Ноябрь 2014 (33)
- Октябрь 2014 (36)
- Сентябрь 2014 (31)
- Август 2014 (46)
- Июль 2014 (34)
- Июнь 2014 (30)
- Май 2014 (11)
- Апрель 2014 (15)
- Март 2014 (24)
- Февраль 2014 (36)
- Январь 2014 (46)