[sape_tizer]

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Формирование познавательной деятельности младших школьниковФормирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из самых острых. По данным различных исследований, затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 процентов школьников начальных классов, причем у 50 процентов детей наблюдается задержка психического развития.

Задержка психического развития это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории (выявление и учет нарушений развития познавательной деятельности, использование специальных форм и методов обучения, организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок и др.).

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей рассматриваемой категории мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, трудностях звукового анализа слов и усвоения логико-грамматических конструкций, особенно характеризующих пространственные и временные категории, бедности и недостаточности дифференцированности словаря.

Особенности познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития проявляются в недостаточной сформированности внимания. Для детей данной категории характерны пониженная работоспособность и неустойчивость внимания.

У большинства младших школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у таких детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.

Нарушения эмоциональной сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития проявляются в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Эти особенности познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития препятствуют усвоению ими программного материала.

При изучении понимания как мыслительного процесса у детей с ЗПР выделяют ряд недостатков:

— нарушение этапа ориентировки в задании;

— отсутствие планирования предстоящей деятельности.

Кроме этого, у младших школьников наблюдается снижение интереса, пассивность, безынициативность в ходе выполнения заданий. Как правило, подобных особенностей у нормально развивающегося школьника не наблюдается.

Существуют основные затруднения в понимании учебных заданий детьми с задержкой психического развития:

— затруднения в использовании прошлого опыта детьми для понимания нового материала;

— затруднения в понимании, связанные с нарушением развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, а также склонностью к стереотипным способам выполнения заданий, актуализацией имеющихся знаний, несоответствующих задаче;

— затруднения в понимании, связанные с ослаблением познавательной активности школьников;

— затруднения в понимании, обусловленные низким  уровнем владения техникой чтения детьми рассматриваемой категории.

 

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Особенности общения неговорящих детей

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок