Игры для детей, развивающие внимание, память, мышление

Игры для детей, развивающие внимание, память, мышлениеигры для детей развивающие память и внимание

 Все мы хотим, чтобы наши дети проводили свободное время весело, интересно и с пользой. Для этого придумано множество игр, но как выбрать из них те, которые помогут малышу научиться чему-то новому, развить интеллект, расширить кругозор. В данной статье представлены как раз такие полезные развивающие игры.Предлагаемые задания направлены на развитие у детей произвольного внимания, восприятия, памяти, логического и образного мышления, сообразительности и умения сосредотачиваться. Несомненно, развитие всех этих способностей очень важно для успешного обучения в школе и формирования познавательного интереса.

Играйте с пользой!

Задания можно использовать на занятиях с детьми от 6 до 12 лет.

Игра «Умные фигуры»

Покажите ребенку образец.

Попросите проставить  в фигурах знаки по образцу: в квадратах – точку, в кругах – черту, в ромбах – крест, в треугольниках ничего не ставить. На выполнение задания дайте 4 минуты.

игры для детей развивающие память и внимание

Если ребенок не успел справиться, увеличьте время. Подсчитайте ошибки, связанные с умением сосредоточить внимание (пропущенные фигуры, неверные знаки). Предложите другой вариант задания, например: замените фигуры или знаки, которые нужно в них проставить.

Задания такого типа развивают способность к сосредоточению внимания.

Игра «Раз кружок, два кружок»

Предложите ребенку подсчитать, сколько белых и черных кружков в таблице. Делать это нужно одновременно: 1 белый кружок, 2 белых кружка, 3 белых кружка, 2 черных кружка и так далее.

Сосчитанные кружки закрывайте.

игры для детей развивающие память и внимание

Задание можно усложнить, добавив к кружкам квадраты.

игры для детей развивающие память и внимание

Эта игра развивает способность распределять внимание и кратковременную память.

Игра «Горячо – холодно»

Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холоднее, холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т.п.

Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он должен хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.

Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.

Игра «Найди игрушку»

Вместе с ребенком спрячьте в комнате 3 – 4 игрушки. Попросите его выйти и поменяйте игрушки местами предложите найти, например, мишку, объяснив, что она поменялась местами с куклой. Игру можно усложнять, увеличив количество спрятанных предметов.

Игра направлена на развитие у ребенка внимания, зрительной памяти и пространственного мышления.

Игра «ДА и НЕТ не говорите»

Игра начинается с объяснения правил. Сделайте это в виде маленькой сценки, чтобы заинтересовать ребенка.

«Вот вам бабушка прислала кошелек, в нем сто рублей. Что хотите, то купите. Черное и белое не берите, «Да» и «Нет» не говорите». После этого, подобно продавцу, начинайте спрашивать, что бы купил играющий, предлагайте ему, подсказывайте, стараясь отвлечь его внимание и добиться произнесения запретного слова. Например, так: «Что купите?» – «Пальто». – «Какое, черное?» – «Нет, синее». – «Попался, сказал «Нет»! Главное, чтобы вопросы и ответы быстро сменяли друг друга. За паузы можно начислять штрафные очки. Если вы видите, что ребенок освоился с правилами и его все труднее «подловить», поменяйтесь ролями, пусть вопросы задает он сам.

Эта игра развивает произвольность поведения, умение сдерживать импульсивные реакции, быть сосредоточенно-внимательным.

Игра «Цепочка слов»

Объясните ребенку задание на конкретном примере: «Я называя слово жук. Оно оканчивается на К. ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука [к] –например, кошка. Я назову слова на А – апельсин, ты на Н» и т.д.

Таким образом составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не называет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры.

Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

Игра «Пальчики – глазки»

С помощью этой игры вы сможете проверить точность осязательного и зрительного восприятия ребенка.

Приготовьте из картона трафареты фигур и рисунки этих фигур. Предложите ребенку закрыть глаза и ощупать каждую фигуру в течении одной минуты, а затем нарисовать ее, не глядя на образец.

После этого покажите рисунок. Предложите запомнить и нарисовать фигуру по памяти. Расспросите ребенка, на что похожи фигуры. Сравните рисунки, сделанные на основе осязательного и зрительного восприятия, и определите степень их совпадения, соответствие с образцом.

Игра «Разрезанные картинки»

Приготовьте две одинаковые картинки (открытки) с изображением животных, сказочных героев  и т.д. Одну из них разрежьте на 9 равных частей по прямым линиям.

Предложите ребенку рассмотреть изображение. Затем части разрезанной картинки перемешайте и попросите сложить из них целую картинку по образцу.

Если ребенок легко справляется с этой задачей, разрежьте картинку по кривым линиям и уберите образец.

Это задание развивает восприятие, зрительную память, образное мышление, умение воссоздавать целостный образ из его составных частей.

Игра «Отгадай предмет»

Попросите ребенка задумать предмет, находящийся в комнате. Ему надо описать признаки и свойства этого предмета как можно подробнее, чтобы вы догадались, что задумано.

Если ребенок испытывает трудности в описании, помогите ему, задавая наводящие вопросы:

— Этот предмет большой или маленький?

— Какой он формы, цвета?

— Он твердый или мягкий?

— Для чего он нужен? И так далее.

После того как ребенок отгадает предмет, поменяйтесь ролями.

Игра развивает восприятие цвета, формы, размера, умение находить существенные признаки предмета.

Игра «Посылка с сюрпризом»

Предложите ребенку поиграть в почту. Вы приносите ему посылку (небольшой предмет, игрушку, книжку, чашку, упакованную в несколько слоев газетной бумаги). К сожалению, уточняете вы, адрес стерся, значит, она попала по назначению.

В игре развивается тактильное восприятие.

Игра «Волшебные картинки»

Такой вид задания развивает осмысленность и целостность восприятия, произвольное внимание.

Показывайте ребенку контурные рисунки по порядку, начиная с первого, закрыв остальные. Предложите дорисовать тот рисунок, по которому ребенок определил, что нарисована собачка.развитие произвольного внимания у детей

развитие произвольного внимания у детей

Игра «Буквы и цифры»

Покажите ребенку таблицу в течение 10 секунд и попросите его запомнить, что на ней изображено, – количество знаков, их расположение, последовательность. Ребенок должен назвать или написать запомнившиеся буквы и цифры. Количество правильно воспроизведенных знаков указывает на объем зрительной памяти.игры развивающие мышление для детей, развивающие игры для детей логика мышление

Игра «Знакомые фигуры»

Игра развивает зрительную память и наблюдательность.

Предложите ребенку рассмотреть таблицу 1 и запомнить изображенные на ней предметы.

игры для детей развивающие память и внимание

Попросите назвать те же предметы на таблице 2.

игры для детей развивающие память и внимание

Повторите упражнение, постепенно усложняя наглядный материал.

Игра «Пиктограммы»

Эта игра проводится в два этапа. Сначала покажите ребенку картинки. Прочитайте слова, написанные под ними. Их надо запомнить. Затем закройте слова и предложите ребенку по картинкам вспомнить и назвать их.

игры для детей развивающие память и внимание

На втором этапе используйте только слова (без готовых картинок). Ребенок должен запомнить слова, которые вы называете, рисуя к ним опорные картинки – пиктограммы.

Список слов: ветка, шапка, лопата, белка, камень, снег, родина, радость, город, небо, ночь.

Игра развивает умение устанавливать связи между запоминаемым и вспомогательным материалом.

Игра «Кто идет по лесу?»

Приготовьте набор картинок с изображениями разных животных – можно воспользоваться карточками из лото, открытками или нарисовать животных схематически. Перемешайте карточки и сложите их в коробку или непрозрачный мешочек. Предложите ребенку вытащить одну карточку и показать движениями, жестами, звуками, какое животное идет по лесу. Вы отгадываете, а затем меняетесь ролями. Эта игра развивает двигательную память, координацию движений и творческие способности.

Интересно почитать: Дидактические игры на развитие памяти

Приемы развития памяти у дошкольников

Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2018 Малышок