Использование игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях с детьми с ринолалией
Использование игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях с детьми с ринолалией
Врожденная расщелина нёба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем серьезнее нарушения претерпевает детский организм, ухудшаются условия его физиологического дыхания – оно становится поверхностным, частым, снижаются жизненная емкость легких и их вентиляция.
Дети с ринолалией физически развиты плохо. У них отмечаются астенизация организма, отсутствие плавности движений, частые заболевания (как правило, они состоят на диспансерном учете и имеют III и IV группы здоровья), у 85% детей нарушены координация и моторика движения, у 47 – нарушение осанки, 60% имеют шейно-грудную миофиксацию.
Основные направления работы с такими детками – это обеспечение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Система коррекционно-оздоровительной работы должна быть направлена на повышение устойчивости детского организма к негативным воздействиям внешней среды, расширение адаптационных возможностей и укрепление здоровья, а также оздоровление в процессе реабилитации детей с ринолалией.
К задачам инструктора по физической культуре относятся:
- разработка системы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы, обеспечивающей снижение заболеваемости и повышение адаптивности организма ребенка;
- формирование представлений у детей с тяжелым нарушением речи о себе, своем здоровье и физической культуре через игру и игровые упражнения;
- обеспечение физической и речевой готовности ребенка к школе;
- коррекция речи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
С учетом индивидуальных образовательно-оздоровительных маршрутов развития каждого ребенка, рекомендаций учителя-логопеда для каждой возрастной группы составляются перспективные планы; подбираются игры на развитие координации движений и слова, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентации, крупной и мелкой моторики, разрабатываются комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений со словом и серия конспектов сюжетно-игровых занятий.
Большую роль в коррекционно-оздоровительной работе играют игры и игровые упражнения. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, помогающей преодолевать трудности, тренирующей силу и ловкость, развивающей способности ребенка.
Во время игры создаются положительные возможности перевода игровой деятельности на более высокий уровень – учебно-игровой, коррекционно-развивающий.
Использование игры в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами, художественным словом, сопровождающим движение или упражнение, помогает формировать ритм, темп, дыхание, слуховое восприятие, слуховое внимание и память как двигательную, так и вербальную, развивать координацию размеренных, пластичных движений. Игры способствуют увеличению массы тела детей, развитию мимики, общей и мелкой моторики, переключаемости движений, нормализации мышечного тонуса. Для овладения навыками движения большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи: чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он выполняет новые действия.
Работу по формированию основ здорового образа жизни необходимо вести не только на физкультурных занятиях, но и в совместной деятельности с родителями на занятиях парной гимнастики, спортивных мероприятиях, а также во время практического обучения родителей конкретным приемам оздоровления, на физкультурных занятиях валеологического направления, во время лечебно-профилактических мероприятий.
Занятия по физической культуре в системе работы с детьми с ринолалией направлены на коррекцию речи посредством дыхательной гимнастики, активизацию словаря через логоритмику, двигательный игротренинг и релаксацию, достижение физической готовности к школьному обучению.
Исследования показывают, что использования игр и игровых упражнений в физкультурно-оздоровительной работе приводит к снижению заболеваемости; сформированности интереса и потребности в занятиях физкультурой, чему способствует свободная игровая деятельность детей; активность, эмоциональность; желание участвовать в соревнованиях; развитие всех познавательных процессов.
См. также: Ринолалия у детей
Коррекционная работа с детьми с ринолалией
Навигация
Предыдущая статья: ← Коррекционная работа с детьми с ринолалией
Следующая статья: Обогащение словарного запаса учащихся с нарушением слуха →
- В помощь логопеду
- В помощь родителям
- Виды речевых нарушений
- Гимнастика артикуляционная
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика пальчиковая
- Детский аутизм
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Занятия для самых маленьких
- Занятия на тему ВРЕМЕНА ГОДА
- Занятия на тему ГРИБЫ
- Занятия на тему МЕБЕЛЬ
- Занятия на тему ОДЕЖДА
- Занятия на тему ПОСУДА
- Занятия на тему ТРАНСПОРТ
- Занятия на темы ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ
- Занятия на темы ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ОВОЩИ
- Занятия по автоматизации звуков
- Занятия по дифференциации звуков
- Занятия по постановке звуков
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логопедические игры-сказки
- Развитие воображения ребенка
- Развитие логического мышления
- Развитие памяти и внимания ребенка
- Скачать материал
- Физкультминутки
- Апрель 2018 (1)
- Март 2018 (3)
- Февраль 2018 (2)
- Июнь 2017 (2)
- Февраль 2017 (9)
- Январь 2017 (1)
- Август 2016 (2)
- Апрель 2015 (9)
- Март 2015 (6)
- Февраль 2015 (20)
- Январь 2015 (29)
- Декабрь 2014 (25)
- Ноябрь 2014 (33)
- Октябрь 2014 (36)
- Сентябрь 2014 (31)
- Август 2014 (46)
- Июль 2014 (34)
- Июнь 2014 (30)
- Май 2014 (11)
- Апрель 2014 (15)
- Март 2014 (24)
- Февраль 2014 (36)
- Январь 2014 (46)