[sape_tizer]

Использование игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях с детьми с ринолалией

Использование игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях с детьми с ринолалией

игры и игровые упражнения, врожденная расщелина неба, развитие координации движений

Врожденная расщелина нёба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем серьезнее нарушения претерпевает детский организм, ухудшаются условия его физиологического дыхания – оно становится поверхностным, частым, снижаются жизненная емкость легких и их вентиляция.

Дети с ринолалией физически развиты плохо. У них отмечаются астенизация организма, отсутствие плавности движений, частые заболевания (как правило, они состоят на диспансерном учете и имеют III и IV группы здоровья), у 85% детей нарушены координация и моторика движения, у 47 – нарушение осанки, 60% имеют шейно-грудную миофиксацию.

Основные направления работы с такими детками – это обеспечение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Система коррекционно-оздоровительной работы должна быть направлена на повышение устойчивости детского организма к негативным воздействиям внешней среды, расширение адаптационных возможностей и укрепление здоровья, а также оздоровление в процессе реабилитации детей с ринолалией.

К задачам инструктора по физической культуре относятся:

  • разработка системы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы, обеспечивающей снижение заболеваемости и повышение адаптивности организма ребенка;
  • формирование представлений у детей с тяжелым нарушением речи о себе, своем здоровье и физической культуре через игру и игровые упражнения;
  • обеспечение физической и речевой готовности ребенка к школе;
  • коррекция речи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

С учетом индивидуальных образовательно-оздоровительных маршрутов развития каждого ребенка, рекомендаций учителя-логопеда для каждой возрастной группы составляются перспективные планы; подбираются игры на развитие координации движений и слова, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентации, крупной и мелкой моторики, разрабатываются комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений со словом и серия конспектов сюжетно-игровых занятий.

Большую роль в коррекционно-оздоровительной работе играют игры и игровые упражнения. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, помогающей преодолевать трудности, тренирующей силу и ловкость, развивающей способности ребенка.

Во время игры создаются положительные возможности перевода игровой деятельности на более высокий уровень – учебно-игровой, коррекционно-развивающий.

Использование игры в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами, художественным словом, сопровождающим движение или упражнение, помогает формировать ритм, темп, дыхание, слуховое восприятие, слуховое внимание и память как двигательную, так и вербальную, развивать координацию размеренных, пластичных движений. Игры способствуют увеличению массы тела детей, развитию мимики, общей и мелкой моторики, переключаемости движений, нормализации мышечного тонуса. Для овладения навыками движения большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи: чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он выполняет новые действия.

Работу по формированию основ здорового образа жизни необходимо вести не только на физкультурных занятиях, но и в совместной деятельности с родителями на занятиях парной гимнастики, спортивных мероприятиях, а также во время практического обучения родителей конкретным приемам оздоровления, на физкультурных занятиях валеологического направления, во время лечебно-профилактических мероприятий.

Занятия по физической культуре в системе работы с детьми с ринолалией направлены на коррекцию речи посредством дыхательной гимнастики, активизацию словаря через логоритмику, двигательный игротренинг и релаксацию, достижение физической готовности к школьному обучению.

Исследования показывают, что использования игр и игровых упражнений в физкультурно-оздоровительной работе приводит к снижению заболеваемости; сформированности интереса и потребности в занятиях физкультурой, чему способствует свободная игровая деятельность детей; активность, эмоциональность; желание участвовать в соревнованиях; развитие всех познавательных процессов.

См. также: Ринолалия у детей

Коррекционная работа с детьми с ринолалией

Виды речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок