[sape_tizer]

Использование компьютерных программ в реабилитации детей с нарушениями голоса

Использование компьютерных программИспользование компьютерных программ
в реабилитации детей с нарушениями голоса

В статье представлены материалы журнала «Логопед», 2004 г. № 4.

В педагогической практике метод биологической обратной связи (БОС) начал применяться с 1960-х гг. БОС — это комплекс мероприятий, заключающихся в том, что человеку через специальные приборы передается информация о состоянии его физиологических процессов с целью сознательного обучения управлению функциями, которые нельзя контролировать в обычных условиях. В общем виде метод БОС предполагает обучение или переобучение функциональных систем организма посредством введения внешней цепи, создающей сигналы обратной афферентации, отражающие состояние регулируемых систем в виде зрительного, слухового или тактильного воздействия. Получая информацию об изменении функции и руководствуясь инструкциями, пациент обучается самостоятельно контролировать и регулировать отдельные параметры своих функций, становясь активным участником лечения (А.А. Сметанкин, Н.В. Черниговская, D.T. Krausman).

В основу БОС положено учение о функциональных системах П.К. Анохина, в котором отмечается, что человек с помощью органов чувств постоянно воспринимает информацию об окружающей среде, соотносит ее с информацией, хранящейся в памяти, составляет программу ее реализации и выполняет данное действие. Далее происходят оценка результата с помощью органов чувств, сравнение их с ожидаемой моделью. В случае несовпадения какого-либо ее звена программа действия корректируется.

Физиологическая суть компенсаторных приспособлений состоит в том, что каждая попытка человека исправить нарушения в реализации программы должна быть оценена немедленно. Метод БОС, базирующийся на механизмах саморегуляции организма, ведет к установлению в центральной нервной системе (ЦНС) новых, необходимых для получения желаемого эффекта, функциональных связей и ассоциаций, закрепляемых в процессе обучения.

Известно, что при реабилитации больных с дисфониями главная роль принадлежит тренировкам, направленным на создание нового стереотипа голосообразования, координацию всех отделов голосового аппарата (Ю.Б. Зеленская, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

Специалисты применяют однопараметрическую (зрительную, тактильную, слуховую) и многопараметрическую БОС в зависимости от преимущественного использования канала обратной афферентации. Выделяют монофункциональную и полифункциональную БОС в зависимости от воздействия на один или несколько параметров нарушенной функции.

Большинство исследований в области патологии речи посвящено влиянию однопараметрической слуховой обратной связи (БАГ — задержанная слуховая обратная связь, широкополосный белый шум, эффект звукозаглушения и др.).

Преимущества визуальной обратной связи в сравнении с другими модальностями обусловлены развитым зрительным анализатором человека, они позволяют использовать все возможности цветной графики.

БОС, основанная на преобразовании голосового сигнала в зрительный образ, эффективно используется в комплексной реабилитации пациентов с нарушениями слуха, речи и голоса. Идея создания приборов, рассчитанных на сохранный анализатор и поддерживающих такой сложный процесс, как формирование фонетической стороны устной речи, появилась давно. Было создано несколько таких приборов. Однако применение аналоговых устройств, работающих на этом принципе (ВИР-4, И-2, Во- кал-2), где звуковые сигналы преобразуются на экране в быстроменяющиеся оптические символы, крайне затруднено: сложно выделить важный для данного речевого сигнала признак, соотнести верное или ошибочное произнесение того или иного звука с его изображением. Вероятно, именно техническое несовершенство этого поколения приборов помешало им стать надежным помощником в руках специалистов.

Для целенаправленного формирования и коррекции произносительной стороны речи с использованием опоры на зрительное восприятие необходимы:

  • визуализация основных компонентов акустической структуры речи;
  • отчетливое отображение основных компонентов акустической структуры речи на экране прибора в виде информативных образов;
  • сохранение визуального отображения образцов речи на экране прибора по окончании звучания в течение необходимого времени;
  • интерактивное взаимодействие в режиме реального времени;
  • сохранение в долговременной памяти прибора образцов звучания любых элементов речи для проведения анализа. Применение компьютеров при

разработке речевых тренажеров позволило на качественно новом уровне подойти к проблемам логокоррекции. Созданы специализированные программно-методические комплексы для различной поддержки и развития коррекционного обучения. В числе самых мощных компьютерных средств, поддерживающих работу над произносительной стороной устной речи, нужно назвать систему «speeh viewer», созданную специалистами 1ВМ (США). Эта методика позволяет предъявлять на экране образы сигналов, которые должны быть воспроизведены пациентом, оценивать воспроизведенный сигнал по ряду характеристик, поощрять тем или иным способом правильные произнесения. Комплекс используется для коррекционной работы с лицами, имеющими нарушения звукопроизношения функционального и органического генеза, а также для профессионального тренинга логопедов и студентов-дефектологов. Очевидна необходимость изучения условий рационального использования компьютерных тренажеров в комплексном лечении нарушений голосовой функции.

В Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи был использован тренажер «Речевой калейдоскоп», предназначенный для формирования и коррекции произносительной стороны устной речи (Л.П. Назарова). Его прототипом послужил компьютерный комплекс «speeh viewer». Отечественная версия создана в соответствии с физическими характеристиками русского языка. Первоначально система предназначалась для работы с детьми, имеющими нарушения слуха.

Предложенный пакет программ был адаптирован и дополнен нами при реабилитации пациентов с нарушениями голоса функционального и органического генеза.

В состав тренажера входят компьютер 1ВМ РС, речевая плата, содержащая аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи, микрофон, головные телефоны, громкоговоритель и пакет программ, позволяющий решать различные задачи при обучении звукопроизношению (постановка и коррекция речевого дыхания, голоса, произношение различных звуков речи, отработка ритмических и интонационных характеристик речи). Два модуля способны автоматически собирать, обрабатывать, воспроизводить и сохранять звучащую речь пациента. Звуковой сигнал в тренажере преобразуется в понятный, как правило, предметный образ на дисплее, поведение которого согласовано с каким-либо одним признаком звукового сигнала (интенсивность, длительность, наличие основного тона, значения максимумов в спектре и др.). Характер изображений адекватен дошкольному и среднему школьному возрасту, а последний блок, базирующийся на различных графиках, позволяет организовать работу с подростками и взрослыми.

Программа имеет два варианта: для работы с педагогом и самостоятельной работы пациента предусмотрена возможность сравнивать воспроизведенный им сигнал с эталоном, а также система одобрительных и неодобрительных реакций. Программы могут быстро меняться для решения новых задач. Например, для повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса мы дополнительно ввели в комплекс новую программу, позволяющую исключать акустическую обратную связь путем заглушения голоса широкополосным («белым») шумом через головные телефоны. Для занятий отбирались дети и взрослые, наиболее нуждающиеся в дополнительном коррекционном воздействии. К ним относились больные со стойкими органическими нарушениями голоса и рецидивирующими функциональными расстройствами фонации, имеющие в структуре заболевания нарушения фонационного оформления речи.

Для работы на тренажере были отобраны 36 человек (12 детей и 24 взрослых) от 9 до 50 лет с нарушениями голоса функционального и органического генеза. Продолжительность заболевания — от двух месяцев до полутора лет. Систематическую голосовую нагрузку имели 62% обследованных. Рецидивирующие функциональные расстройства голоса выявлены у 21 человека, стойкие органические нарушения — у 15.

Обратившиеся говорили тихим, неустойчивым голосом, жаловались на сильное утомление при речи, болевые и неприятные ощущения в гортани, иногда наблюдалась фонационная одышка. У всех обследованных отмечалось сужение голосового поля за счет снижения силы голоса, уменьшение его диапазона, а также времени максимальной фонации гласных. Все пациенты нуждались в комплексной голосовосстановительной терапии, которая включала:

  • первичное фониатрическое обследование;
  • лечение и динамическое наблюдение врачом-фониатром;
  • консультацию и, при необходимости, лечение психоневролога;
  • фонопедические занятия;
  • дыхательную гимнастику. Для каждого пациента в соответствии с его психоневрологическим и речевым статусом была разработана индивидуальная реабилитационная программа, включавшая лечебные мероприятия и коррекционные занятия с фонопедом.

Занятия на тренажере проводились параллельно с использованием традиционных методов. Их целью стали торможение стереотипа патологической фонации и выработка навыков физиологического голосоведения. Комплекс ортофонических упражнений включал специальные приемы для отработки стабильности и непрерывности звучания, расширения динамического диапазона и интонационной выразительности речи. Занятия проводили индивидуально в амбулаторных условиях с интервалом в один-два дня; продолжительность каждого не превышала 20 минут, во избежании утомления голосового аппарата, и увеличивалась по мере стабилизации голоса (улучшения его звучности и работоспособности) до 30 минут. Работа строилась поэтапно:

  • первичное обследование, освоение навыков работы с компьютером;
  • основной этап — тренировочный, с постепенным нарастанием сложности задания;
  • этап закрепления навыков и заключительное обследование. Исследования функциональных

показателей голоса проводились автоматически на вычислительном комплексе. При этом измеряли время максимальной фонации при произнесении гласных звуков, продолжительность речевого выдоха, интенсивность и непрерывность звучания голоса. Специально анализировались особенности частоты основного тона с учетом вариантов при повествовательной, вопросительной и восклицательной формах высказываний, возможности стабильного воспроизведения гласных относительно образца. Обследование должно было установить границы произвольного контроля и управления перечисленными характеристиками.

Вначале были получены характеристики голоса обучающихся, на основании которых формировалась индивидуальная программа занятий.

Визуализация базовых компонентов звучащей речи (фонационного дыхания, голосообразования, голосоведения и фонематического оформления высказывания) позволила каждому предметно анализировать произносительную сторону речи для осознания своих достижений и недостатков в произношении.

В зависимости от речевых возможностей больного фонопед на разных этапах лечения формировал задачи с привлечением различных управляемых параметров (высота, громкость, непрерывность звучания) голоса. Например, на начальном этапе предлагались обработка направленной воздушной струи и удлинение выдоха при произнесении изолированных звуков (гласных, со- норов, фрикативных). С возрастанием возможностей больного увеличивали количество параметров, включаемых в процесс обучения под контролем БОС. При этом каждый из них отрабатывали как изолированно, так и в комплексе.

Больного учили работать с компьютером. Фонопед несколько раз показывал, как выполняется задание, и демонстрировал возможные реакции тренажера на сигнал. Например, при произнесении вокализованных звуков на елке загорались разноцветные игрушки, при невокализованных — нет.

Дальнейшая работа направлялась на развитие и укрепление фонации. У пациента формировали нижнереберный тип вдоха и на его основе длительный фонационный выдох. За счет осознания «звуковой опоры» добивались координации всех резонаторов. При этом непрерывно контролировались длительность, стабильность и непрерывность звучания. Пациенту рекомендовали произносить в микрофон доступные изо лированные звуки в примерном (наиболее оптимальном) тоне, контролируя себя визуально — по движению предметного изображения на дисплее (при произнесении звука графические образы предметов совершали различные действия). По мере освоения простых заданий переходили к более сложным. Предлагали произносить слоги и слоговые последовательности на одном выдохе более длительное время. Учитывали количество звуков, слогов, обращали внимание на слитность и стабильность произнесения на одном выдохе. Действия контролировались с помощью таймера, где фиксировалось время непрерывной фонации в секундах и движения «ленты времени», которая постепенно заштриховывалась. Вдох прерывал работу этих счетчиков. Речевой материал подбирали с включением гласных, фрикативных, сонорных звуков.

При отработке произнесения изолированных звуков наиболее эффективными оказались программы «Спектр», «Зоопарк», «Собери слово», позволяющие оценивать степень близости воспроизведенного звука к эталону. С помощью программы «Спектр» можно было контролировать положение формантных максимумов. Программы «Зоопарк» и «Собери слово» требовали предварительной записи качественных эталонов отрабатываемых звуков. Вследствие значительных индивидуальных различий речевых сигналов звуковые эталоны одного ребенка существенно отличаются от эталонов другого ребенка и тем более взрослого. Мы решали эту проблему, записывая эталоны для разного возраста и пола. В качестве эталонов служила речь правильно говорящих лиц.

Задача заключительного этапа состояла в закреплении усвоенных навыков, расширении голосовых модуляций, в совершенствовании техники речи на материале фраз, небольших текстов. Отрабатывалась способность равномерного усиления и ослабления высоты и силы голоса в заданном диапазоне, выделение словесного и логического ударения. На этом этапе мы шире использовали самостоятельные занятия. Правильность произнесения определяли визуально по показаниям, выводимым на экран дисплея. Для лучшего самоконтроля и усиления обратных связей больным предлагали прослушивать запись чужой, а затем и собственной речи. Это позволяло распознавать ее недостатки у себя и окружающих, анализировать характер и причины речевых ошибок и исправлять их при последующих тренировках.

У больных с психогенными афониями, для которых характерна повышенная степень фиксации на своем нарушении, использовали полное шумовое заглушение при помощи наушников. Уровень интенсивности устанавливали по субъективным ощущениям тренирующихся (в пределах слухового комфорта). Им рекомендовали произносить звуки, и по мере появления звучного голоса на экране монитора появлялись контуры предметного изображения. Шум в наушниках автоматически стихал: чем интенсивнее было звучание, тем слабее шум и четче изображение на экране. Больной получал возможность услышать первые звуки появившегося голоса, что способствовало скорейшей его нормализации, а в ряде случаев снимало напряженность гортанной мускулатуры.

Для оценки эффективности лечения данные первичного обследования, зафиксированные в компьютере, сопоставлялись с полученными результатами. Проведенная с помощью тренажера коррекция позволяла достигнуть естественного звучания голоса, достаточной его громкости, ликвидировать чрезмерные усилия и утомляемость при речевых нагрузках. Для получения желаемого результата требовалось 10—20 занятий в зависимости от возраста, характера нарушения, цели занятия. Комплексный метод с использованием тренажера позволил сократить время реабилитации больных с одного-двух месяцев (при традиционном лечении) до двух-трех недель, при более устойчивых отдаленных результатах лечения.

Описанная методика с применением компьютерных технологий входила в комплекс педагогических мероприятий, лишь дополняя обычные занятия, а не заменяя их. Особенно эффективно использование тренажера на занятиях с детьми. Во-первых, в отличие от известных устройств типа ВИР-4, И-2, звуковой сигнал преобразуется в нем в понятный образ на дисплее, меняющийся в каждой программе только от одного признака речевого сигнала; во-вторых, игровая форма программ с элементами мультипликации делала увлекательным сам процесс обучения. Основное преимущество методики состоит в том, что она построена на многократном повторении одних и тех же речевых образцов и способствует оперативной и постоянной проверке полученных навыков голосоведения, поскольку фонопед может выбрать:

  • уровня сигнала, при котором устройство может распознать его (пациент должен увеличивать/уменьшать громкость, чтобы получить ожидаемый сигнал обратной связи: картинка на экране двигается только при той силе голоса, которой фонопед хочет добиться от пациента), т.е. обеспечивается индивидуализация формирования и коррекции произносительной стороны речи;
  • скорость движения объекта на экране;
  • уровень сложности задания (педагог может создать и сохранить в памяти компьютера серию упражнений разной сложности и в дальнейшем выбирать из них то, которое соответствует возможностям больного);

уровень требований при распознавании компьютером сигналов (на определенном этапе работы, когда допускается приближенное произнесение отдельных фонем). Данные о результатах выполнения упражнений и форматы для их фиксации собираются автоматически при смене упражнения. Статистика может сохраняться в памяти компьютера. Кроме того, форматы 1ВМ совместимы с другими, а результаты обследования могут храниться на дискете.

Таким образом, с помощью доступных технических приемов можно менять характер и сложность заданий. Большое количество разнообразных упражнений, учитывающих возможности каждого человека, использование компьютерной памяти для сохранения и воспроизведения звучащей речи, ее объективный анализ и автоматический сбор статистических данных помогают на новом качественном уровне строить практическую работу.

Апробация и использование компьютерного тренажера «Речевой калейдоскоп», предназначенного для коррекции речи и голоса, показали, что он дает ряд положительных эффектов:

  • повышает уровень заинтересованности обучающихся в совместной с фонопедом и самостоятельной работе;
  • сокращает время на формирование и автоматизацию некоторых речевых навыков;
  • позволяет добиться стабильной обратной связи в режиме реального времени;
  • обеспечивает многократное прослушивание речевого образца, представленного на экране в виде информативного образца;
  • позволяет обучающимся наблюдать за функционально важными процессами в речевой и голосообразующей системе и управлять ими до достижения заданных терапевтических эффектов;
  • дает возможность осуществлять систематический контроль лечебно-восстановительных мероприятий, обеспечивать положительную обратную связь в процессе обучения (показывать обучающемуся уровень его достижений);
  • позволяет проводить логопедическую терапию на положительных эмоциях;
  • сокращает сроки восстановительного лечения и обеспечивает пациенту возможность самостоятельного поддерживающего тренинга;
  • позволяет накопить в банке данных сведения о динамике компонентов фонации на всех этапах лечебно-восстановительной работы для их использования в повторных и поддерживающих курсах (закрепление и развитие навыков, необходимых для устойчивой реабилитации голоса и речи).

Полученные результаты позволяют рекомендовать наиболее широкое применение именно этой методики, основанной на интегрировании сенсорных функций разной модальности. Однако необходимо дальнейшее совершенствование как компьютерных программ, так и педагогической работы с больными.

Интересно почитать: Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок