Использование загадок на логопедических занятиях

Использование загадок на логопедических занятияхИспользование загадок

В современном информационном мире центральною роль играет умение анализировать поступающую информацию и делать из нее правильные выводы. Учить детей производить необходимые действия анализа можно, в частности, при разгадывании загадок.

Приведу пример техники разгадывания загадок в виде протокольной записи фрагмента занятия с группой учеников третьего класса.

Текст загадки:

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло – летит спать в дупло. (Сова.)

Мотивационный блок

Логопед предъявляет ученикам текст загадки, написанный на доске, и получает три ответа: «птица», «сова», «кошка».

Если ваши ученики сразу дают правильный ответ, то появляется, например, Незнайка (картинка или кукла) и озвучивает неправильный, но логически близкий к отгадке ответ. Это может сделать и логопед, но дискутировать с педагогом детям психологически труднее. Выступая же от имени Незнайки, логопед эту неловкость снимает.

Неправильный вариант ответа нужен для того, чтобы, во-первых, учить детей анализу поступившей информации; во-вторых, помочь им осознавать ход собственных мыслей, приведших к правильной отгадке, т.е. развивать рефлексию; в-третьих, формировать аппарат аргументации для обоснования своих ответов, т.е. развивать контроль. Мы же помним о том, что в обучении главное не результат, а способы его получения.

На предложение обосновывать свои ответы ученики высказывают свои аргументы, которые у всех ответивших детей в итоге сводятся к одному – она ночью ловит мышей. При этом автор ответа «кошка» игнорирует слова «летает» и «летит спать в дупло», говорит, что мыши вылезают по ночам, а кошка хорошо видит и этих мышей ловит.

В результате обсуждения выделяется задача (мотив) – найти единственно правильный ответ и доказать его.

Представленный ниже план действий операционного блока является нормативным. В зависимости от текста загадки он может дополняться какими-либо пунктами. Содержание такого пункта может быть иным, но в целом блок сохраняет свою структуру и содержание.

Операционный блок

1. Определение конечного продукта.

Логопед. Давайте попробуем понять: нам надо отгадывать предмет, его действие или какой-нибудь признак?

Ученики. Предмет.

Этот пункт – исключение. Он не является обязательным, поскольку все известные загадки относятся к предметам. Он включен в план для тех случаев, когда вместо классического варианта загадки логопед использует толкование слов-действий или слов-предметов в рамках работы с частями речи.

Логопед. Какого рода должно быть слово-отгадка – мужского, женского или среднего?

А это очень важный момент беседы, поскольку дети редко обращают внимание на род слова-отгадки, который заложен в тексте загадки, ориентируясь только на свои ассоциации. Так, услышав загадку: «Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит; у кого закрыты глазки, тем рассказывают сказки», ученик ответил: «Это бабушка».

Ученики. Непонятно, какого рода, потому что и он летает, и она летает, и оно тоже летает.

2. Выделение действий, которые выполняет неизвестный предмет (летает, добывает, летит спать). Логопед пишет слово-действие на доске.

Логопед. Можно ли догадаться, о каком предмете идет речь в загадке – живом или неживом?

Ученики. Речь идет о живом существе, потому что есть слово «спать».

Логопед. Но это слово может быть употреблено в переносном значении, значит, можно сделать лишь предположение, но утверждать этого пока нельзя.

Анализ информации всегда проводится по определенным параметрам: полнота информации о данном объекте, достаточность – недостаточность и существенность – несущественность для решения данной учебной задачи, степень достоверности и т. д.

3. Анализ выделенных действий искомого предмета.

Логопед. О чем рассказывают нам слова «летает», «летит спать»?

Ученики. Речь в загадке идет о птице. (Тот, кто дал такой ответ, торжествует.)

Логопед. А разве только птицы летают?

Ученики. Нет, летает и самолет, и бабочка, и комар, и даже воздушный шар.

Логопед. У нас еще мало информации для уверенного утверждения. И есть еще одно действие предмета – добывает. О чем оно рассказывает?

Ученики. Предмет мышей добывает, т.е. ищет и ловит.

По логике возникает вопрос: зачем этот предмет ловит мышей? Мышей ловя с разными целями: чтобы от них избавиться, чтобы их есть, чтобы кормить ими какое-нибудь другое животное. Логопед обращает внимание учеников на смысл глагола «добывает», который означает, что мыши являются добычей в результате действий самого предмета (следует толкование слова «добыча»). Естественно, ни муха, ни комар, ни тем более самолет на мышей не охотятся, значит, это, во-первых, живое существо (поскольку оно охотится, т.е. руководит своими действиями, чего не может делать неживой предмет), во-вторых, птица.

Логопед. А зачем птице мыши?

Ученики. Животные охотятся, чтобы добычу есть и кормить своих детенышей.

4. Промежуточное обобщение: искомый предмет является птицей, ловит мышей и ест их.

5. Анализ условий, в которых совершаются действия.

В ходе беседы выясняется, что эта птица ведет ночной образ жизни («всю ночь летает») и что живет она в дупле. Логопед помогает детям сделать выводы из этой информации: во-первых, у ночной птицы должно быть темное оперенье и большие глаза, потому что ночью очень мало света, и чем больше глаза, тем больше света в них попадает, тем лучше птица видит в темноте; во-вторых, раз птица живет в дупле, значит, это лесная птица.

6. Общий итог размышлений

Обобщая полученную информацию об искомом предмете, дети совместно с логопедом делают вывод: речь идет о птице с большими глазами и темным опереньем, которая живет в лесу, ночью охотится на мышей, а днем спит в дупле. Это сова.

Контрольный блок

Логопед дает домашнее задание: найти в словарях, энциклопедиях, художественной литературе описание совы, подтверждающие правильность отгадки, и рассказать об этом на следующем занятии.

На логопедических занятиях не принято давать домашние задания, поскольку они сами по себе являются дополнительной нагрузкой на учеников. Однако, не следует отказываться от заданий, стимулирующих познавательную активность детей, обогащение знаний об окружающем мире. Другое дело, что эти задания не являются строго обязательными. Кто-то из детей будет копаться в книгах, и за это получит поощрение от логопеда, кто-то не станет этого делать, за что никакого порицания не последует. Так у ребенка воспитывается понимание того, что он сам несет ответственность за собственный интеллектуальный багаж, но люди, стремящиеся к знаниям, заслуживают похвалы и уважения.

Далее, получив слово-отгадку, логопед может использовать его, проведя линию занятия в область фонетики и орфографии, лексики или морфологии, учить детей составлять и распространять предложения о сове, конструировать небольшой текст. Но не следует на одном занятии делать все перечисленное. Надо помнить, что занятие должно быть цельным по тематике, эксплуатировать только одну систему межанализаторных связей и мыслительных операций, чтобы не усиливать общее психоэмоциональное напряжение детей.

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида

Речевые физкультминутки

Упражнения на мышечную релаксацию

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок