Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Многозначность словаИзучение многозначности слов с детьми логопедической группыМногозначность слова

Многозначность слова, т.е. его способность одновременно с основным значением выражать целый ряд других значений, возникающих в результате переносимого употребления основного значения, — важнейший источник словарного богатства русского языка.

Название одного предмета, действия или признака может по какому-то сходству переноситься на другой предмет, действие, признак, и слово в этих случаях употребляется не только в прямом, но и в переносном значении.

По утверждении Н.М. Шанского, переносы наименований происходят:

— на основе сходства по форме: баранка – руль автомобиля и пшеничный хлебец в виде кольца; по цвету: лисичка – лисица и гриб; по внутренним свойствам и качествам: морж – северное морское животное и человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах;

— по смежности (пространственной, временной, логической): группа – помещение в детском саду и дети, посещающие детский сад;

— по функции: дворник – человек, поддерживающий чистоту во дворе и на улице, и очистительное устройство на ветровом стекле автомобиля.

От многозначности следует отличать явление омонимии.

Определение омонима: слова, имеющие одинаковое звучание, но разные значения, обозначают разные предметы, действия, признаки, у которых нет сходства. Например, лук – огородное растение и оружие для метания стрел, ключ – родник и дверной.

Ознакомление детей с наиболее распространенными случаями многозначных слов среди существительных, глаголов и прилагательных способствует уточнению и расширению их словарного запаса. Работа с детьми над многозначными словами носит практический характер и состоит из следующих этапов:

— наблюдения, которые подводят детей к осознанию многозначных слов в тексте;

— упражнения в определении данного лексического понятия в тексте;

— в использовании многозначных слов детьми в собственной речи (составление словосочетаний, предложений с разными значениями одного слова, пересказ рассказов).

Занятия проводятся последовательно одно за другим на втором году обучения в III периоде в количестве от 5 до 7. Наряду с новым материалом идет повторение таких тем, как «Слово-предмет», «Слово-действие», «Слово-признак». Закрепляются понятия «слово», «предложение», «рассказ».

Речевой материал (стихи, рассказы) группируются с учетом того, что многозначные слова могут обозначать предметы, действия или признаки. С учетом этого идет и ознакомление детей с явлением многозначности слов. Вот некоторые примеры текстов с многозначными словами, их можно использовать при изучении темы.

Многозначные слова со значение предметности

Вот шофер – какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы да и съел.

А.Шибаев

Хвосты

Есть хвост

У падающих звезд,

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолета –

Он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней:

Он хвостом сражаются!

Ю. Коринец

Колокольчик

Растет в лесу цветок, голубой, как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. И когда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.

— Кап-кап, динь-динь, — звенят капельки, ударяясь о траву.

Птицы слышат это и начинают щебетать:

— Утро, утро наступило!

А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Так его и называют – колокольчик. Да он и похож на него.

Г. Поташникова

Многозначные слова со значением действий

Кашевары

Мы варили утром кашу,

С кашей нам не повезло,

Потому что нашу кашу

Жаром-паром развезло.

Из кастрюли лезет каша,

Крышку держит зря Наташа.

Каша хочет убежать…

Как нам кашу удержать?

Подставляйте ложки,

Черпаки и плошки.

Е. Авдиенко

Однажды я бродил в лесу,

Смотрю – уж вечер на носу,

На небе солнца больше нет,

Остался только красный след.

Примолкли ели. Дуб уснул.

Во мгле орешник потонул.

Затихла сонная сосна.

И наступила тишина.

И. Токмакова

Золотой дождь

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листку щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. Елочки листьям укрылись. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

По Н. Сладкову

В рассказе можно рассмотреть и случай многозначности слов со значением признака.

Многозначные слова со значением признака

Золотые руки

Руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете.

В. Коркин

С неба

Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.

Шевелят они усами

И тихонько шелестят…

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи.

В. Белов

Золотая речка

Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлегся на золотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуйка переливалась и блестела.

— Бабушка! – закричал Витя. – Иди скорей, посмотри! И откуда только берутся такие рыбки? Видно, они в золотой речке живут. В самой красивой. Знаешь, где? Далеко –далеко. Вот вырасту – пойду эту речку искать. Буду все идти, идти, пока не найду!

Бабушка посмотрела на Витю.

— Далеко, говоришь? А Быстрянка наша? Чем она не хороша? Погляди на нее попристальней. Окуньки в ней водятся золотистые. А кувшинки в бочажке? Не золотые, что ли? А песок на дне? А струйка каждая, когда солнышко играет? И ходить далеко не надо. Речка золотая совсем рядом, — сказала бабушка.

В. Донникова

Непосредственно лексические упражнения сочетаются с работой над словосочетанием и предложением, формированием у детей монологической и диалогической речи. Дети задают друг другу вопросы по содержанию рассказов и отвечают на них.

При работе над темой используются два способа толкования лексического значения многозначных слов: контекстуальный и наглядный.

Контекстуальный способ обычно применяется при уточнении смысла многозначного слова. Сущность его заключается в том, что в контексте реализуется только одно из значений многозначного слова

Вова набрал полную корзину лисичек. (Грибы.)

У лисичек были длинные пушистые хвосты. (Звери.)

Используются приемы, которые дают детям возможность самостоятельно оценивать конкретный языковой материал, заниматься речевым творчеством: прослушивание стихов, текстов и самостоятельное выделение из них многозначных слов. Например:

Он в руки баранку

Берет спозаранку

И крутит то влево,

То вправо баранку.

— Давайте меняться, —

Ему говорю, —

Я вам за баранку

Калач подарю!

Но он головою качает в ответ:

— Я с этой баранкой

Объеду весь свет!

Я. Пишумов

 Вопросы

1. Какое многозначное слово есть в этом стихотворении?

2. Что обозначает слово «баранка»?

3. Чем похожи эти предметы?

4. На какой вопрос отвечает слово «баранка»?

5. Какой предмет обозначает это слово? («Живой», «неживой».)

Расшумелся самовар,

Поднимает крышку пар,

В потолок и стену бьет.

Ванне мать кричит:

— Уйдет!

— Не уйдет, —

Сказал сынок, —

Дверь я запер на крючок!

А. Власов, М. Сточик

 Вопросы

1. Какое слово не понял Ваня?

2. Какое значение имеет слово «уйдет» в стихотворении?

3. Какие еще значения может иметь слово «уйдет»?

Можно предложить следующие разновидности контекстуального толкования многозначных слов.

1. Составление по образцу логопеда словосочетаний с данными многозначными словами.

Колокольчик (душистый, железный).

Гребешок (пластмассовый, петушиный).

Бежит (ручей, время, спортсмен, молоко).

Идет (снег, автобус, передача, человек).

2. Составление предложений с данными многозначными словами. В целях повторения детям предлагается составлять схемы предложений и указывать на схеме многозначное слово или определять, каким по счету в предложении стоит многозначное слово.

У Кати в пенале лежит новая ручка.

У малыша забинтована ручка.

Спортсмен быстро бежит к финишу.

После дождя по дороге бежит ручеек.

Быстро бежит время, скоро я пойду в школу.

3. Составление предложений, в которых о морозе, ветре, реке, дожде говорилось бы как о живых предметах.

Мороз рисует на окнах узоры.

Река заснула под крепким льдом.

Дождь барабанит по крышам.

Ветер воет.

4.Пересказы текстов с многозначными словами, выборочные пересказы, пересказы от третьего лица, пересказы небольших текстов по ролям.

В данном случае монологическая и диалогическая речь (вопросы и ответы детей друг другу по содержанию пересказанных текстов, рассказов) формируется после предварительного разбора явления многозначности. Для пересказов можно предложить следующие рассказы: М. Пришвин «Золотой луг», В. Донникова «Золотая речка», Э. Киселёва «Молоко убежало», «Не достал!».

См. также:  дидактическая игра для детей дошкольного возраста

логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа)  Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)

логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа)  Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

примеры текстов с многозначными словами

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок