Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Многозначность словаИзучение многозначности слов с детьми логопедической группыМногозначность слова

Многозначность слова, т.е. его способность одновременно с основным значением выражать целый ряд других значений, возникающих в результате переносимого употребления основного значения, — важнейший источник словарного богатства русского языка.

Название одного предмета, действия или признака может по какому-то сходству переноситься на другой предмет, действие, признак, и слово в этих случаях употребляется не только в прямом, но и в переносном значении.

[ad#v-tekste]

По утверждении Н.М. Шанского, переносы наименований происходят:

— на основе сходства по форме: баранка – руль автомобиля и пшеничный хлебец в виде кольца; по цвету: лисичка – лисица и гриб; по внутренним свойствам и качествам: морж – северное морское животное и человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах;

— по смежности (пространственной, временной, логической): группа – помещение в детском саду и дети, посещающие детский сад;

— по функции: дворник – человек, поддерживающий чистоту во дворе и на улице, и очистительное устройство на ветровом стекле автомобиля.

От многозначности следует отличать явление омонимии.

Определение омонима: слова, имеющие одинаковое звучание, но разные значения, обозначают разные предметы, действия, признаки, у которых нет сходства. Например, лук – огородное растение и оружие для метания стрел, ключ – родник и дверной.

Ознакомление детей с наиболее распространенными случаями многозначных слов среди существительных, глаголов и прилагательных способствует уточнению и расширению их словарного запаса. Работа с детьми над многозначными словами носит практический характер и состоит из следующих этапов:

— наблюдения, которые подводят детей к осознанию многозначных слов в тексте;

— упражнения в определении данного лексического понятия в тексте;

— в использовании многозначных слов детьми в собственной речи (составление словосочетаний, предложений с разными значениями одного слова, пересказ рассказов).

Занятия проводятся последовательно одно за другим на втором году обучения в III периоде в количестве от 5 до 7. Наряду с новым материалом идет повторение таких тем, как «Слово-предмет», «Слово-действие», «Слово-признак». Закрепляются понятия «слово», «предложение», «рассказ».

Речевой материал (стихи, рассказы) группируются с учетом того, что многозначные слова могут обозначать предметы, действия или признаки. С учетом этого идет и ознакомление детей с явлением многозначности слов. Вот некоторые примеры текстов с многозначными словами, их можно использовать при изучении темы.

Многозначные слова со значение предметности

Вот шофер – какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы да и съел.

А.Шибаев

Хвосты

Есть хвост

У падающих звезд,

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолета –

Он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней:

Он хвостом сражаются!

Ю. Коринец

Колокольчик

Растет в лесу цветок, голубой, как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. И когда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.

— Кап-кап, динь-динь, — звенят капельки, ударяясь о траву.

Птицы слышат это и начинают щебетать:

— Утро, утро наступило!

А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Так его и называют – колокольчик. Да он и похож на него.

Г. Поташникова

Многозначные слова со значением действий

Кашевары

Мы варили утром кашу,

С кашей нам не повезло,

Потому что нашу кашу

Жаром-паром развезло.

Из кастрюли лезет каша,

Крышку держит зря Наташа.

Каша хочет убежать…

Как нам кашу удержать?

Подставляйте ложки,

Черпаки и плошки.

Е. Авдиенко

Однажды я бродил в лесу,

Смотрю – уж вечер на носу,

На небе солнца больше нет,

Остался только красный след.

Примолкли ели. Дуб уснул.

Во мгле орешник потонул.

Затихла сонная сосна.

И наступила тишина.

И. Токмакова

Золотой дождь

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листку щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. Елочки листьям укрылись. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

По Н. Сладкову

В рассказе можно рассмотреть и случай многозначности слов со значением признака.

Многозначные слова со значением признака

Золотые руки

Руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете.

В. Коркин

С неба

Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.

Шевелят они усами

И тихонько шелестят…

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи.

В. Белов

Золотая речка

Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлегся на золотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуйка переливалась и блестела.

— Бабушка! – закричал Витя. – Иди скорей, посмотри! И откуда только берутся такие рыбки? Видно, они в золотой речке живут. В самой красивой. Знаешь, где? Далеко –далеко. Вот вырасту – пойду эту речку искать. Буду все идти, идти, пока не найду!

Бабушка посмотрела на Витю.

— Далеко, говоришь? А Быстрянка наша? Чем она не хороша? Погляди на нее попристальней. Окуньки в ней водятся золотистые. А кувшинки в бочажке? Не золотые, что ли? А песок на дне? А струйка каждая, когда солнышко играет? И ходить далеко не надо. Речка золотая совсем рядом, — сказала бабушка.

В. Донникова

Непосредственно лексические упражнения сочетаются с работой над словосочетанием и предложением, формированием у детей монологической и диалогической речи. Дети задают друг другу вопросы по содержанию рассказов и отвечают на них.

При работе над темой используются два способа толкования лексического значения многозначных слов: контекстуальный и наглядный.

Контекстуальный способ обычно применяется при уточнении смысла многозначного слова. Сущность его заключается в том, что в контексте реализуется только одно из значений многозначного слова

Вова набрал полную корзину лисичек. (Грибы.)

У лисичек были длинные пушистые хвосты. (Звери.)

Используются приемы, которые дают детям возможность самостоятельно оценивать конкретный языковой материал, заниматься речевым творчеством: прослушивание стихов, текстов и самостоятельное выделение из них многозначных слов. Например:

Он в руки баранку

Берет спозаранку

И крутит то влево,

То вправо баранку.

— Давайте меняться, —

Ему говорю, —

Я вам за баранку

Калач подарю!

Но он головою качает в ответ:

— Я с этой баранкой

Объеду весь свет!

Я. Пишумов

 Вопросы

1. Какое многозначное слово есть в этом стихотворении?

2. Что обозначает слово «баранка»?

3. Чем похожи эти предметы?

4. На какой вопрос отвечает слово «баранка»?

5. Какой предмет обозначает это слово? («Живой», «неживой».)

[ad#v-tekste]

Расшумелся самовар,

Поднимает крышку пар,

В потолок и стену бьет.

Ванне мать кричит:

— Уйдет!

— Не уйдет, —

Сказал сынок, —

Дверь я запер на крючок!

А. Власов, М. Сточик

 Вопросы

1. Какое слово не понял Ваня?

2. Какое значение имеет слово «уйдет» в стихотворении?

3. Какие еще значения может иметь слово «уйдет»?

Можно предложить следующие разновидности контекстуального толкования многозначных слов.

1. Составление по образцу логопеда словосочетаний с данными многозначными словами.

Колокольчик (душистый, железный).

Гребешок (пластмассовый, петушиный).

Бежит (ручей, время, спортсмен, молоко).

Идет (снег, автобус, передача, человек).

2. Составление предложений с данными многозначными словами. В целях повторения детям предлагается составлять схемы предложений и указывать на схеме многозначное слово или определять, каким по счету в предложении стоит многозначное слово.

У Кати в пенале лежит новая ручка.

У малыша забинтована ручка.

Спортсмен быстро бежит к финишу.

После дождя по дороге бежит ручеек.

Быстро бежит время, скоро я пойду в школу.

3. Составление предложений, в которых о морозе, ветре, реке, дожде говорилось бы как о живых предметах.

Мороз рисует на окнах узоры.

Река заснула под крепким льдом.

Дождь барабанит по крышам.

Ветер воет.

4.Пересказы текстов с многозначными словами, выборочные пересказы, пересказы от третьего лица, пересказы небольших текстов по ролям.

В данном случае монологическая и диалогическая речь (вопросы и ответы детей друг другу по содержанию пересказанных текстов, рассказов) формируется после предварительного разбора явления многозначности. Для пересказов можно предложить следующие рассказы: М. Пришвин «Золотой луг», В. Донникова «Золотая речка», Э. Киселёва «Молоко убежало», «Не достал!».

См. также:  дидактическая игра для детей дошкольного возраста

логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа)  Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)

логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа)  Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

примеры текстов с многозначными словами

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2020 Малышок