Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’], [л], [л’]

Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуковКонспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’], [л], [л’]

На основе сюжета «Путешествие по Северу»

Материал: альбомы и фотографии с изображениями природы Севера, предметов быта народов Севера, животных Севера; буквенные кассы; рюкзак, фотоаппарат, наушники.

Организационный момент

(Дети рассаживаются на коврике.)

— У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете слово Родина? (Объяснения детей. В соседней комнате включается пылесос.) Что это за звук? Это нас опять посетили инопланетяне. (Из раздевалки выходят мальчик и девочка в костюмах инопланетян.) Кто вы? — Лори и Лиор. Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки!

Сообщение темы занятия

— Какие согласные звуки вы услышали в их именах? ([р], [р’], [л], [л’].) Мы все научились произносить их правильно. А сегодня, с гостями, еще раз повторим их.

Характеристика и сравнение звуков. Произношение звуков в слогах

— Послушайте, как разговаривают наши гости.

— Ла-ра-ла-ра!(с удивлением)

— Ле-ре-ле-ре?!(с испугом)

— Ло-ро-ло-ро. (с досадой)

— Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро-ло-ро. Давайте их научим говорить на нашем языке.

Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово»

 — Из чего состоит наша речь? «Ловите» звуки [р] — [о]. Что получилось? (Слог.) Добавьте к нему еще слоги. Что получилось? (Слово.) Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова. Со слогом ли слова придумали? Дополнить слог — это простое задание. Получите «рассыпанные» звуки [к], [а], [р], [й] и верните мне слово. (Край.) Как называется наш край? Покажем Лиору и Лори наш край. Давайте собираться. Что это у меня? (Рюкзак.)

Произношение звуков в словах

— Положите в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки. Теперь — одежду. В походе мы будем фотографировать. Что надо взять? Чем вы будете снимать? А если будем снимать фильм, что для этого нужно? Мы полетим или поедем? Полетим на чем? (На самолете, на вертолете.) Отправляемся в аэропорт. Чем Дима будет управлять? (Вертолетом.) А Рома? (Самолетом.) Юля будет нас обслуживать. Кем она будет? (Стюардессой.) Юля, пригласи нас в самолет. (Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолета. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полета!)

Практическое усвоение творительного падежа существительных. Словообразование (Выставляются фотографии, альбомы.)

— Над чем мы пролетаем? (Над городом Кировском.) Какое озеро под нами? (Имандра.) Летим над (Имандрой)Под нами тундра. Как вы понимаете это слово? Мы летим над горами. Как называются это горы? (Хибинские горы.) Посмотрите налево. Под нами (река)Какая она? (Широкая.) А здесь узенькая (речка, реченька, речушка)И совсем маленький (ручей, ручеек)Какие города оказались уже позади? (Апатиты, Кировск, Мончегорск, Оленегорск.) Оленегорск — какое красивое название у города! Из каких двух слов оно состоит? (Олень, гора.) Раньше у Кировска было другое название — Хибиногорск. Какие два слова есть в его названии? (Хибины, гора.) Я вижу стадо оленей. Чем они питаются? (Ягелем.) Быстро летит самолет, я вижу ре-мо. Что я перепутала? Скажите слово правильно. (Море.) Значит, подлетаем к (Мурманску) .Пока радист запрашивает посадку, мы посмотрим на город и поговорим о нем. (Ребенок надевает наушники, выходит на связь, легонько постукивает брусками.) Где расположен Мурманск? (На берегу Баренцева моря.) Это значит, что Мурманск — портовый город. Город-порт. Почему его так назвали? Послушаем, о чем говорит радист с диспетчером.

Восстановление деформированного текста

Диспетчер передает: «Посадка не разрешать. Видимость плохой. Мести пурга. Разрешить посадку в Ловозеро». (Расшифровка радиограммы. Повторение детьми.)

— Наш самолет пошел на снижение. Чувствуете напряжение? А теперь посадка совершена. Теперь нам приятно и легко.

Знакомство с предметами быта народа саами

— Нас подвезли прямо к дому. Кто нас встречает? (Оленеводы.) На какой упряжке? (На оленьей.) (Обследование меховых изделий, сравнение их.) Чем украшена малица? (Бисером.) Попрощаемся с хозяевами. (Даются «рассыпанные» звуки [л], [ы], [ж], [а], [х].) Составьте слово. Домой мы будем добираться на (лыжах). (Имитация ходьбы на лыжах.)

Физминутка Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру».

Проблемная ситуация

— Мы устроили привал. Задремали и увидели сны — небылицы про белых и бурых медведей. Звучит тихая музыка. (Дети рассказывают свои сны.) Пока мы спали, бурый медвежонок утащил все наши запасы продуктов. Что будем делать?

Звукослоговой анализ и синтез

— Покажем Лиору и Лори животных Севера. Где мы можем их увидеть? (В краеведческом музее.) Экскурсовод: «Угадайте, кого я вам покажу? В названии его есть три мягких согласных звука — [н’], [л’], [т’]. (Тюлень.) В следующем слове четыре звука: первый — [м], последний — [ж] и есть звук [р]. (Морж.) (Узнавание слова лоси по схеме. Узнавание слова гагара по последнему слогу ра.)

Составление слов из букв разрезной азбуки

Для каждого ребенка заранее подобраны буквы для составления 3 – 4 слов — названий животных (олень, лоси, моржи, гагара, волк)Если ребенок правильно составит и прочитает слова, ему разрешается показать гостям картинки с этими животными. Картинки выставлены на подборном полотне.

Подведение к умозаключениям

— Что бы вы хотели сделать, чтобы наш край стал еще лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может нанести вред природе? Человек должен добрым быть, природу и свой край беречь и любить. Повторите и запомните эти слова.

Итог занятия.

См. также: Автоматизация и дифференциация звуков

Автоматизация звуков в стихах

Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’], [л], [л’] На основе сюжета «Мы — туристы»

Индивидуальное занятие постановка звука Л

Индивидуальное занятие постановка звука Р

Индивидуальное занятие автоматизация звука Л в слогах

Индивидуальное занятие автоматизация звука Л в слогах и словах

Индивидуальное занятие автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях

Автоматизация звуков Р – Р’, Л – Л’ в связной речи

Индивидуальное занятие автоматизация звука Р

Логопедическое занятие Автоматизация звука [Р] в речи

Логопедическое занятие автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях

Логопедическое занятие автоматизация звука Р в слогах и словах

Конспект логопедического занятия. Автоматизация звуков Л, Р

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок