[sape_tizer]

Конспект занятия тема весна

Дифференциация звуковКонспект занятия тема весна

Дифференциация звуков [ш], [ж].

ЦЕЛИ: учить слухо-произносительной дифференциации звуков [ш], [ж] (сравнение, различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах); совершенствовать навыки звукового анализа слов;

учить решать логические задачи, развивать слуховое внимание, логическое мышление; обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна»; воспитывать интерес к русскому языку: познакомить с правилом: ши – жи пиши с буквой и; развивать мелкую моторику и координацию движений; развивать творческие способности.

Оборудование: индивидуальные зеркала; предметные картинки на звуки [ш], [ж]; расписной сундучок; таблица о звуках (согласный, гласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий); две таблицы со стихами на звуки [ш], [ж]; картинка-загадка «Ромашки»; настоящие мелкие ракушки; искусственный жемчуг; бусы из жемчуга; волшебные семена фасоли из яркой пластмассы; контейнеры с песком; панно с буквами Ш – Ж; таблица со словами на правило ши – жи; матрешка (игрушка и картинка); самодельные весенние коврики; самодельные книжки-малышки (совместно изготовленные родителями с детьми); схемы птичек для звукового анализа слов; картинка весны.

Ход занятия

Организационный момент.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

А на шесть тих сесть.

Театр пальчиков и языка.

Сопряженная артикуляционная гимнастика по теме «Весна».

На столах стоять индивидуальные зеркала.

Логопед. Дети, послушайте слова и догадайтесь, какие звуки нас сейчас интересуют: жаворонок, кукушка.

Дети. Мы будем учиться различать звуки [ш], [ж].

Логопед. Ш – чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше.

Дети делают язык «чашечкой», подняв бока.

К верхним мы прижмем зубам, чтобы ветерок бежал,

Дети выполняют.

Чтобы Ш, как шелк шуршал.

Ш – шипенье, шум, шептание.

Ж как Ш мы произносим,

Только в гости голос просим.

Ж как жук большой гудит.

Какая разница в артикуляции звуков [ш], [ж]?

Дети. На звук [ш] не работает голосовой моторчик, а на звук [ж] работает.

Логопед. Руку положи, все о звуке расскажи.

Дети. Звук [ш] согласный, глухой, твердый (показывают схемы пальцами, которые нарисованы на ладошке).

Звучит веселая музыка.

Логопед. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на необитаемый остров. Вас приглашает пират в свою школу.

Дети под музыку идут кругом, держась за красную ленточку.

Вот вы и на острове.

Пират. Сколько гостей! Сколько друзей! Здравствуйте, детишки! Сегодня вы будете учиться в моей школе. Скажите, звук [ш] – чья песенка?

Дети. Песенка гуся. (Показывают рукой).

Пират. А звук [ж] чья песенка?

Дети. Песенка жука. (Имитируют руками полет жука.)

Пират. Закройте глаза, слушайте и показывайте руками: ж, ш, ж, ш, ш, жа, ша, ша, жу, жа, ша, жу, шу, жа.

Дидактическая логопедическая игра «Покажите образ звука».

Логопед. Посмотрите картинки-символы. Кто это?

Дети. Гусь и жук.

Логопед. Чьи это песенки?

Дети отвечают.

Будем учиться различать эти звуки в словах. Покажите образ звуков [ш], [ж].

Дети поднимают картинки-символы со словами: жаворонок, журавли, шапка, Женя, Маша, журчат, грачи.

Каких птиц я назвала? Какое лишние слово в ряду: жаворонки, журавли, грачи.

Дети. Грачи.

Упражнение «Повторялка»

жа – жа – ша

жа – ша – жа

ша – жа – жа

ша – ша – жа

логопед. Повторяйте только слова со звуком [ж].

Жаба – шапки.

Ежата – мышата.

Пушок – лужок.

Петушок – дружок.

Дети выполняют.

Закрепление в проговаривании звуков [ш], [ж] в словах и во фразах.

Дидактическая игра «Сундучок».

Логопед. В сундучке картинки, в названии которых слышится песенка ветра, шипение гуся, жужжание пчелы. Нужно, подойти, закрыть глаза, достать картинку и назвать.

Дети выполняют.

Упражнение «Карусель».

Логопед. Назовите все картинки по кругу четко, быстро, каждое слово три раза, назовите картинки только со звуком [ш].

Дети выполняют.

Развитие логического мышления у детей и закрепление звуков [ш], [ж] во фразах.

Картинка-загадка «Ромашки».

Логопед. Ребята, отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок белые реснички.

Рассматривая картинку, дети размышляют над ней приблизительно так: в загадке говорится, что сестрички стоят в поле. Значит, речь идет о растении. Какие же у него цветы? Желтый глазок – это желтая серединка, а белые реснички – белые лепестки. Это ромашка.

Посмотрите опять на картинку. Кто водит хоровод? Где? Какие веночки у девочек? Как они одеты? С кем сравниваются ромашки в загадке?

Дети. С девочками-сестричками, потому что ромашки, как сестрички, похожи друг на друга.

Логопед. Какими словами загадка «рисует» ромашку?

Дети. Желтый глазок, белые реснички.

Логопед. Нравится ли вам, как описаны ромашки в загадке, как изобразил их художник?

Дети отвечают.

Звуковой анализ слов со звуками [ш], [ж] (нахождение звуков в начале и середине слова).

На столе у каждого карточки со схематичным изображением птички.

Логопед. Нужно найти в словах звуки [ш] или [ж]. если в начале слова – синий кружок нужно положить на головку птички, в середине – на перышки. В словах «ромашки», «ракушки» какой последний звук вам слышится?

Дети выполняют.

Дети. В слове «ромашки» последний звук [и], в слове ракушка [а].

Логопед. Какие это звуки?

Дети. Это гласные звуки.

Дифференциация согласных звуков [ш], [ж] в предложениях.

Чтение стихотворения:

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатам

Играть, как с медвежатами.

Логопед. Дети, давайте вспомним скороговорки со звуками [ш], [ж] и выберем соответствующую картинку.

Дети выполняют.

Релаксация «Сугроб» (на весенних ковриках).

Логопед читает, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Логопед.

Сугроб уже ссутулился

От солнечных лучей,

И побежал по улице

Журчащий ручей.

И превратился в большую лужу.

Дети сидят на ковриках, скрестив ноги.

Дидактическая игра «Почемучка».

Пират. Почему весной тает снег?

Дети. Потому что становится тепло.

Пират. Почему становится тепло? Почему бегут ручьи? Почему прилетают птицы?

Дети отвечают.

Звучит весенняя радостная мелодия, желательно с птичьими голосами. Дети рассматривают свои книжки-малышки и называют перелетных птиц. На доске появляется картинка весны в виде молодой девушки.

Пират. Весна Мартовна, весна Апрелевна, весна Маевна приглашает вас снова на занятие.

Обучение грамоте. Демонстрация букв.

Пират. Буквы – это фотографии наших звуков.

Дети рисуют в контейнерах с песком палочками буквы Ш, Ж. Затем выкладывают буквы Ш из ракушек, а букву Ж из волшебных семян фасоли.

На доску вывешивается таблица с правилом ши – жи пиши с буквой и.

Ши – жи – жи – ши – наши буквы хороши,

На десятом этаже жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись.

Дети самостоятельно составляют слова «уши» – «ужи» и проговаривают правило.

Сюрпризный момент.

На столе появляется игрушка «Матрешка».

Пират. Как играют с матрешкой?

Дети. Раскрывают, собирают.

Пират. Посмотрите на доску.

На доске появляется рисунок с кармашком.

Пират. Есть слова матрешки, когда одно слово живет в другом. (Вынимает из кармана матрешки картинку, на которой изображена машина.)

Пират. Если убрать слог МА, какое слово получится?

Дети. Шина.

Составляют слово самостоятельно и вспоминают правило русского языка.

Итог занятия.

Пират. Детишки, вам пора возвращаться, уплывать с моего острова. До свидания. (Уходит.)

Звучит музыка, дети берут ленту, двигаются в такт музыки.

Логопед. Какие звуки вы учились различать?

Дети. Согласные звуки [ш], [ж].

Логопед. Какое правило узнали в школе пирата?

Дети отвечают.

Логопед. Пират подарил мне жемчужные бусы, а вам груши. (Раздает груши.)

См. также:  Занятие 1: логопедическое занятие на тему ОСЕНЬ

Занятие 3: конспект логопедического занятия ОВОЩИ

Занятие 4: конспект логопедического занятия ОДЕЖДА

Занятие 5: конспект логопедического занятия ФРУКТЫ

Занятие 6: конспект логопедического занятия ИГРУШКИ

Занятие 7: конспект логопедического занятия ПОСУДА

Весна. Конспект логопедического занятия

Логопедическое занятие «Алфавит»

ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Дифференциация звуков С Ш

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок