[sape_tizer]

Коррекционная работа с детьми с ринолалией

Коррекционная работа с детьми с ринолалией

коррекция ринолалии, ринолалия у детей,

Этапы коррекционной работы в дооперационный период.

  1. Формирование правильного звукопроизношения
  • Подготовка органов артикуляции к работе (массаж, артикуляционная гимнастика).
  • Дифференцирование ротового и носового выдоха.
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Работа над звукопроизношением: постановка гласныха, э. и, у на основе ротового выдоха; постановка согласныхх, в, ф. м, н.
    1. Развитие импрессивной речи
  • Расширение объема понимания речи.
  • Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции: развитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающих; развитие подражания; усвоение действий по образцу.
  • Формирование слухового внимания, памяти.
  1. Развитие экспрессивной речи
  • Активизация, уточнение, обогащение словаря.
  • Стимулирование подражательной речевой деятельности неговорящих детей в форме любых звуковых проявлений, лепетных форм речи, звукоподражаний, первых слов.
  1. Развитие просодических компонентов речи: темп, ритм, мелодико-интонационная выразительность.
  2. Развитие психических процессов: зрительное восприятие, зрительно-слуховое восприятие, память, наглядно-образное мышление.
  3. Развитие общей и мелкой моторики
  4. Ранняя профилактика дисграфии и дислексии: звуковой анализ; звуковое «чтение».

Основные этапы формирования правильного произношения

  1. Подготовка органов артикуляции к работе

Начинается со знакомства детей с органами артикуляционного аппарата. На логопедических занятиях, посвященных вопросам гигиены, каждый орган описывается в стихотворной форме: рот, зубы, язык и т.д. Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. Цель занятий – научить элементарным навыкам произвольных движений, умению контролировать органы артикуляции, развивать пластичность и точность движений.

  1. Дифференциация ротового и носового выдоха

Одновременно с подготовкой органов артикуляции к работе начинается обучение навыкам регулирования направления воздушной струи. В результате приобретаются навыки произвольного носового вдоха и ротового выдоха. При выполнении задания без напряжения можно начинать работу над произношением гласных звуков при ротовом выдохе – базовом компоненте работы при снятии носового оттенка речи. Задание выполняется при снятом аппарате (кроме типа 4), чтобы ребенок смог ощутить и прочувствовать воздушную струю, проходящую через органы артикуляции.

  1. Работа над звукопроизношением

Для получения чистого неназализованного звука необходимы:

  • тщательный контроль позы верхней губы;
  • активная работа нижней челюсти;
  • регулирование положения языка в ротовой полости;

— использование фиксирующего материала для зрительного контроля воздушной струи.

Чтобы работа по формированию звуков и направленности воздушной струи не была для детей утомительной и однообразной, нужно использовать различные игровые моменты и наглядный красочный материал.

После того как ребенок научился произносить изолированные гласные звуки, задание усложняется: каждый звук произносится 2 – 3 раза. Дальнейшая работа проводит ся на базе гласных звуковых цепочек. Для отработки двойных и тройных звуков используются так называемые звуковые дорожки.

На все звуковые цепочки с одинаковыми звуками и сменой гласных звуков применяется «звуковой альбом», используемый в дальнейшем как материал для голосовой гимнастики, а также для развития и формирования навыков голосообразования. После стабилизации гласных звуков на уровне цепочек из трех компонентов можно постепенно вводить автоматизацию гласных звуков в словах: звук в начале слова в ударной позиции; звук в начале слова в безударной позиции.

Далее автоматизация гласных звуков ведется на специально подобранном речевом материале (звукосочетаниях, звукоподражаниях, словах, стихах, потешках, скороговорках), который составлен с учетом возрастных и речевых возможностей детей.

Работу над согласованными звуками рекомендуется начинать со звуков, произносимых ребенком менее искаженно. При этом необходимо уточнять артикуляционную позу, проверять положение языка, губ, отрабатывать воздушную струю.

Неправильная постановка дыхания искажает произношение звука и осложняет постановку других звуков, закрепляя патологические синкинезии мышц лица. Автоматизация гласных звуков в слогах и словах проводится при соблюдении всех требований к произношению изолированного звука, который является стержневым, и его чистота зависит от правильного ротового дыхания. Постепенно вводится звуковое «чтение» прямых и обратных слогов, а также слов с учетом поставленных звуков. Работа над звукопроизношением ведется индивидуально с каждым ребенком. Для знакомства с согласными звуками вводятся их звуковые символы и зрительные образы.

Ранняя коррекция речи, начатая в дооперационный период, способствует активному формированию речевых функций в дальнейшей послеоперационной работе, возможностям болеебыстрого и качественного ее завершения, постановке практически всех звуков и снятию назальности речи уже в дошкольном возрасте.

В задачи послеоперационного периода для детей с ринолалией входят продолжение развития и коррекции основных речевых функций и навыков, снятие носового оттенка речи, постановка, автоматизация оставшихся согласных звуков, развитие и совершенствование связной речи.

См. также: Ринолалия у детей

Использование игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях с детьми с ринолалией

Виды речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок