Коррекция раннего детского аутизма

Коррекция раннего детского аутизмаранний детский аутизм

Синдром раннего детского аутизма имеет самые различные формы и проявляется в дефицитарности прежде всего речевого и социального развития.

Изучение речевой сферы детей, у которых нарушена эмоциональная связь с окружающим миром, а также организация коррекционной работы с детьми с аутистическими расстройствами – особый раздел дефектологической науки. В настоящее время отечественные авторы аутистический дизонтогенез трактуют как искаженное психическое развитие, а ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза: биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации, тесно связанные с речевыми проблемами. К особенностям речевых проявлений детей с аутизмом, широко представленных в клинических исследованиях, относят феномен мутизма, эхололии, реверсий местоимений, «телеграфной» и «фонографической» речи.

В процессе коррекции раннего детского аутизма возникают препятствия в установлении социальных связей с миром, ребенок может обнаружить регресс к более простым формам поведения. Внешне создается впечатление, что он утратил приобретенные навыки, плохо обучаем и мало заинтересован совместными действиями со взрослыми, не выполняет его просьб, отворачивается от него и теряет с ним зрительный контакт.  В одних случаях он полностью «выпадает» из ситуации взаимодействия, в других переключается на предметы – начинает вертеть их в руках, постукивать ими. При организации речевого взаимодействия детям с аутизмом необходимо уделять особое внимание, так как они обладают активным словотворчеством, свободной игрой с речевыми формами, у них часто встречается недостаточность понимания и осмысления речи.

Коррекционная работа по развитию речи детей данной категории выражается в установлении эмоционального контакта, формировании положительной коммуникативной мотивации, развитии понимания речи и возможности активно пользоваться ею, активизации речевой деятельности в игровых и обучающих ситуациях. Решение этих задач во многом зависит от того, насколько правильно подобраны методы и приемы логопедического воздействия.

Комплекс игровых упражнений

Кинезиологическая гимнастика

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; повышение устойчивости внимания; динамический праксис.

«Кулак – ребро – ладонь» (упражнение выполняется на песке). Три положения руки на плоскости песочного листа последовательно сменяют друг друга. Ладонь: на плоскости, сжатая в кулак; ребром на плоскости песочницы; распрямленная на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Данное упражнение обязательно сопровождается речевыми командами: «Кулак – ребро – ладонь. Повтори: раз – два – три. Раз – два – три – стоп!». Это необходимо для развития слухового внимания и двигательного самоконтроля.

«Зеркальное рисование на песке». Одновременно правой и левой рукой ребенок рисует симметричные рисунки на песочном листе. При обучении грамоте это могут быть буквы и слоги. Педагог может организовать игру «Найди правильную букву». Ребенок должен сравнить изображение и найти графически правильный образ буквы, выделив его другим песком.

Пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии (на основе су-джок терапии)

Цель: развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.

Материал и оборудование: песок сухой, речной; песок декоративный (серебряный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой); шесть контейнеров для различного вида песка; набор камней различной величины; браслет детский; кольца на каждый палец, изготовленный из ниток; пластмассовая черепаха.

Приветствие: ладони «здороваются»:

Здравствуй, песок!

Сухой, колючий,

Здравствуй, песок!

Теплый, сыпучий.

Упражнение выполнять на песочном листе, наполненном сухим (речным) песком. Ладони педагога и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

«Согреем наши ладони».

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней, затем поочередно тыльные поверхности одной руки ладонью другой. Упражнение выполнять на песочном листе.

«Ручки умываются» – движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполнять с использованием декоративного песка в разных емкостях:

— «Утренняя роса» (серебряный песок) – руки умываются в утренней росе;

— «Солнце» (желтый песок) – солнце ласкает руки;

— «Радость цветов» (оранжевый песок) – каждый цветочек улыбается, и руки умываются радостью цветов;

— «Листва» (зеленый песок) – листочки каждого дерева ласкают руки;

— «Речка» (голубой песок) – речка быстрая умывает руки чистой водой.

После выполнения упражнения промять все суставчики.

«Браслет». Соскользнуть на лучезапястный сустав. Выполнять массаж в виде окольцовывания с помощью речного песка (песочный лист), затем с использованием детского браслета.

«Черепаха спряталась». Согнутую фалангу среднего пальца руки «вкручивать» в центр ладони другой руки влево и вправо.

«Кольца черепахи». Использовать сухой (речной) песок, растереть межпальцевые промежутки (цент психической энергии). На каждый пальчик надеть кольцо, изготовленное из ниток, также растирая межпальцевые промежутки.

«Мальчики-пальчики». Помассировать, используя песок, каждый пальчик, протягивая и вибрируя. Возможны варианты: включение игровой потешки «Мальчик-пальчик».

«Пальчики встретились». Простучать каналы на кончиках пальцев, соединив при этом их подушечки.

«Пальчики играют в прятки». Пальчики любят играть в прятки, поэтому черепаха выпускает их, и они разбегаются врассыпную. Сбросить «грязную» энергию, встряхнуть руками.

«Камушек за камушком». Предварительно проложить две дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробуют «пройти» пальчиками дорожки, одновременно работая обеими руками. Возможны варианты: потешки «Вот как пальчики шагают!», «Большие ноги шли по дороге» (развитие чувства движения).

Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Методические рекомендации: выполнять комплекс артикуляционных упражнений в сопровождении показа картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если их предварительно спрятать в песке. Задача ребенка –  найти и раскопать их, а потом, называя картинку, выполнять артикуляционное упражнение.

«Веселая грамматика»

Цель: формирование грамматического строя речи.

Методические рекомендации

Упражнение «Большой и маленький». Педагог называет большой предмет (машина) и дает задание ребенку найти маленький предмет, спрятанный в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: машинка.

Упражнение «Чего не стало?» Педагог использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Педагог: «Что это?» Ребенок: «Это кубик». Педагог: «Спрячь кубик в песке. Нет чего?» Ребенок: «Нет кубика».

Упражнение «Нет кого?».

Педагог прячет в песок игрушки – животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?». Для образования притяжательных прилагательных ребенок изменяет слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

«Слоговой анализ» (игра «Слогин»)

Цели: развитие фонематического слуха; слоговой анализ слов.

Методические рекомендации: для игры понадобятся заранее заламинированные карточки со словами, которые следуют спрятать в песок полностью: в двухсложных словах ребенок видит только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Педагог читает начало слова, ребенок должен назвать его конец. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, взрослый – слог, следующий по смыслу.

Дидактическая игра «Зонтик»

Цели: определение рода существительного; употребление местоимений мой, моя, моё, мои.

Методические рекомендации: для игры потребуются зонтик, украшенный ленточками, на которых с помощью скрепок подвешены предметные картинки в зависимости от лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда», «обувь». Педагог вносит зонтик и демонстрирует его, акцентируя внимание ребенка на картинках. Далее начинает медленно крутить зонтик, предлагая поймать картинку. Задача ребенка: назвать ее, употребив соответствующее местоимение, например: «Чей стул?» или «Чьи тапки?»

Модуль «зонтик» незаменим в процессе логопедической работы с аутичными детьми и активно используется при проведении логопедических игр, являясь ярким демонстрационным материалом, эффективным наглядным средством подачи материала.

Предлагаемые задания являются базовыми в процессе коррекции аутизма и могут быть использованы для изучения любого лексического материала. В зависимости от поставленной цели, достижения желаемого результата, индивидуальных особенностей и возможностей аутичных детей (зоны потенциального развития) их можно дополнить и развить, разнообразить. Знакомясь с видами заданий, игр и упражнений, дети постепенно совершенствуют речевые навыки, запоминают виды работ, правила игр и могут выполнять аналогичные задания с другим речевым материалом благодаря умело подобранным приемам и методам.

См. также: Виды речевых нарушений

Характеристика алалии

Характеристика афазии

Характеристика дизартрии

Характеристика дислалии

Детское заикание

Ринолалия у детей

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок