[sape_tizer]

Культура речи для детей

речевая культураКультура речи для детей

О том, насколько человек культурен, мы судим прежде всего по его речи. И каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил грамотно, рассуждал логично и правильно, использовал обширный словарный запас. Поэтому сегодня я хочу поговорить о развитии культуры речи детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.

С 4-х до 5 лет у малышей начинается период наивысшей речевой активности. Дети с интересом сами заводят или поддерживают диалог, стремятся высказать свое мнение, часто сопровождают речью свои игровые или бытовые действия. В это время расширяется круг знаний о предметах окружающего мира, однако в силу возраста малыши часто делают ошибочные логические выводы. Например, мама говорит промочившему ноги малышу: «Сейчас поставлю тебе горчичники на ножки, только они будут немного жечь». «Мамочка, – не на шутку пугается кроха, – пожалуйста, не зажигай мне ноги! Я боюсь!»

Развитие речевой культуры

1. Для развития речевой культуры дошкольников в возрасте 4 – 5 лет нужно как можно больше разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, интересоваться его мнением, спрашивать совета.

2. Стоит уделять особое внимание тренировке у малыша монологической речи. Наверняка вы не раз замечали, что ваш малыш разговаривает сам с собой, описывая какие-то свои игры или действия. Такая монологическая речь очень полезна для развития ребенка. Поэтому желательно поощрять его монологи с помощью специальных занятий (просить описать игрушки или какие-либо события). Некоторые дети осваивают речь быстрее, поэтому родителям всегда нужно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

3. Для обогащения словаря можно придумывать рассказы и сказки, в которых проходят цепочки синонимов (овладение синонимическим рядом). Вот пример сказки перед сном: «У одного мальчика было два глазика. Как только они просыпались утром, сразу начинали на все смотреть, глядеть, все видеть, исследовать, рассматривать, разглядывать, примечать, за всем наблюдать… Когда глазки уставали, они просили мальчика: «Мы сегодня столько смотрели, глядели, видели, наблюдали, исследовали… и очень устали. Помоги нам отдохнуть. Закрой глазки и поспи». Мальчик закрывал глазки и засыпал. А утром снова глазки просыпались и начинали смотреть, глядеть, видеть…»

4. Также для активации словаря нужно учить малыша употреблять слова в разных контекстах. Например, рассказывать: «Это дома. Дома бывают большими и маленькими. Они могут быть одноэтажными и многоэтажными, городскими и деревенскими. Дома делают из кирпичей, из бревен, из бетона. В домах живут люди…»

5. Сейчас малыш может путать похожие по звучанию, но разные по написанию и смыслу слова (экскаватор – эскалатор) и одинаковые по написанию и произношению слова с разными значениями (носик у чайника и носик у человека, ручка шариковая и ручка у девочки). В таких случаях нужно доступным языком объяснять разницу (экскаватор – это машина с ковшом, эскалатор – движущаяся лестница). Знакомство малыша с такими речевыми феноменами обогащает словарь и развивает «чувствование» языка.

Необходимо формировать образное и ассоциативное мышление («На что это похоже?»). Для этого важно использовать при игре вещи и игрушки не по прямому назначению, а «как будто это…» (например, обувная коробка – гараж, фломастер – шлагбаум).

Вопросы и задания ребенку для развития речевой культуры:

  • Что может быть сделано из стекла? (Стакан, тарелка, окно.) А что сделано из дерева? (Скамейка, стол, стул.)
  • Что не так? (Пешеходы должны переходить дорогу на красный свет. Каждый человек не должен знать свое имя.)
  • Что лишнее? (Каша, макароны, [кофта], хлеб.)l Как будет ласково? (Дом – домик, кошка – … [кошечка], мама – …[мамочка].)
  • Как наоборот? (Сладкий – … [горький], маленький – … [большой], мокрый – … [сухой].)
  • Что общего и чем отличаются друг от друга? (Машина и мотоцикл; стол и стул; диван и кровать.)
  • Найди ошибку. (Теплый лето, грязная руки, вкусное сыр.)
  • Один и много. (Один мальчик – много мальчиков; одна чашка – много чашек.)
  • Подбери нужное слово (признак или действие). (Каша какая? Вкусная, сладкая. Чай какой? Горячий, теплый. Машина что делает? Едет, паркуется.)
  • Отгадай загадку, договори слово:

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя … (солнце).

Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор – загадка.

Есть у мамы нашей … (шляпка).

  • Назови детенышей животных (Лошадь – жеребенок, кошка – котенок.). Важно помочь малышу запомнить «не похожие» названия (собака – щенок, корова – теленок, курица – цыпленок).

Развитие звуковой культуры речи

В возрасте 4–5 лет очень важно уделять внимание тренировке у ребенка звуковой культуры речи. Для этого используются артикуляционные упражнения, причем малыш уже может их выполнять с помощью пояснений взрослого («Вытяни губы, сомкни зубы, высунь язычок лопаточкой»).

Закрепление и отработка звуков происходят в несколько этапов.

  • Проработка изолированного звука.
  • Проговаривание слогов, в которых звук то мягкий, то твердый («ре-ра», «ля-ла», «тя-та»).
  • Закрепление отработанного звука с помощью чистоговорок, скороговорок, стихов, логометрических игр.
  • Уже можно учить малыша находить знакомый звук в слове, фразе.

Игры по звуковой культуры речи

Найди на картинке слова, в которых есть звук «а» («о», «и» и др.).

  • Есть ли звук «а» в этом слове? (Например, в слове «азбука».).
  • После регулярных занятий можно просить малыша находить звуки в целой фразе.
  • Важно так подбирать слова для занятий с крохой, чтобы нужный звук находился и в начале слова (Сова), и в середине (оСа), и в конце (насоС).
  •  Можно называть малышу слова, начинающиеся на одну и ту же букву и просить определить, на какую букву (звук) они начинаются (заяц, зебра, зеркало).
  • Полезно на слух определять, какое слово лишнее (лужа, лужа, стужа, лужа; поле, поле, поле, море; туча, куча, туча, туча).
  • Продолжая освоение звуковой культуры речи, можно предлагать крохе проговаривать слово или звук громко и шепотом, медленно и быстро, так кроме усвоения нужных звуков тренируется выразительность речи.
  • Можно с помощью звукоподражаний интонационно изобразить сердитую, веселую или добрую курочку (петушка, львенка, котенка, собачку).

Стихи и песни помогают овладеть звуковой культурой речи. Чаще пойте и декламируйте!

В возрасте 4 – 5 лет возникают различные трудности в развитии речи малыша. У детей преобладают ошибки в усвоении грамматических форм и лексики, малыши могут допускать логические и смысловые «промахи», ведь они не всегда полностью понимают смысл слов или фраз. Обычно ребенок к 4 – 5 годам осваивает все звуки. Тем не менее, сейчас родителям стоит внимательно наблюдать за звукопроизношением у ребенка. Близкие привыкают к речи своего крохи и могут пропустить какие-то тревожные моменты.

Как же определить, все ли в порядке с речевым развитием вашего ребенка? К четырем годам малыш должен правильно (чисто, красиво) произносить следующие звуки:«а», «о», «э», «п», «б», «м», «и», «ы», «у», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ». Позже появляются звуки «л» и «р». К этому возрасту должен быть полностью сформирован фонематический слух. Это умение ребенка различать на слух любые звуки и выделять их из общего потока речи. И уже к пяти годам ребенок должен все звуки говорить чисто. Если этого не произошло или возникают другие трудности в речи (не удается выговаривать все звуки верно, не получается произносить длинные слова, малыш меняет порядок слогов в слове или не договаривает слова, испытывает трудности в согласовании слов или в умении выразить свою мысль) – это повод бежать к логопеду. Я советую консультироваться у логопеда, когда ребенку будет 4–4,5 года. И не имеет значения, как ребенок говорит. Иногда родители обращаются к логопеду с просьбой поработать с ребенком над звуком «р», но во время консультации обнаруживается еще несколько нарушенных звуков, о которых родители не подозревали. Лучше пусть специалист скажет, что у ребенка все в порядке, или даст рекомендации, чем вы придете с малышом уже после пяти лет и упустите драгоценное время».

 

Интересно почитать: Учим говорить самых маленьких

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Как правильно учить ребенка читать?

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Релаксационная гимнастика

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Аффективное поведение детей с проблемами речи в период адаптации к детскому саду

Профилактика речевых нарушений

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок