Логопедические игры для детей

Логопедические игры для детей

Логопедические игры для детей


Логопедические игры для детей – прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребенок, периодически участвующий в различных играх, все время совершенствуется, воспринимая себя как растущего, любознательного человека.

Своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучаться, упражняться и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме. Игра, как всякая практическая деятельность, помогает закреплять знания, создает такие обстоятельства, в которых дети, применяя полученные знания, учатся использовать их в разных условиях и тем самым еще больше закреплять их.

В игре возможно многое, ведь правила игры придумываем мы с вами. Игра имеет и самостоятельное значение как деятельность, направленная на то, чтобы обратить внимание детей на отдельные явления через забавное, интересное и близкое. В играх многие сложные явления можно расчленить на простые и, наоборот, обобщить единичные.

Сегодняшняя жизнь уже никого не удивляет своим растущим день ото дня темпом, своей катастрофической нехваткой времени. Это отражается и на наших детях. К сожалению, очень часто мамы мало уделяют времени для помощи ребенку с домашним заданием. А логопедия невозможна без домашних заданий. К новым формам логопедических упражнений можно отнести создание логопедических игр для детей, основой которых служит окружающая детей обстановка, то, что находится в непосредственной близости от мамы с ребенком в какое-то определенное время, например утром по дороге в детский сад, поликлинику, магазин, в самом магазине, в аптеке, дома за ужином, во время купания в ванной комнате… Одним словом везде, где находится мама вместе с ребенком и может уделить ему 5 – 10 минут качественного общения. Эти маленькие мозаики при условии определенной степени постоянства непременно сложатся в «картину» и дадут очень хорошие результаты для речевого развития ребенка.

Как же выглядят эти игровые упражнения? Они представляют собой определенную речевую модель, образец, на который, как на нитку, ребенок нанизывает свои «бусинки-придумки». В одной речевой модели решаются сразу несколько логопедических задач.

Рассмотрим на примере. У ребенка находится в стадии автоматизации звук [с]. Провожая ребенка в детский сад, материалом придумок взрослый может выбрать улицу, дорогу, воспользовавшись моделью: «Смотри вот автобус без колес» (при знакомстве с игрой, конечно, должно прозвучать несколько образцов из окружающей обстановки, чтобы ребенок понял аналогию и включился в правила этой игры), «А вот сумка без полос», «Гляди, а это скамейка без спинки, киска без усов, тетя Соня без сумки». Поверьте, имея очень небольшую практику, вы сможете найти массу вариантов здесь, рядом, как говорится, под рукой. Не понадобятся книжки и тетрадки, не нужно много времени и специально отведенного места, необходимо чуточку внимания и терпения, и непременно будет результат, не говоря уже о массе положительных эмоций, которые вы получите от общения с собственным ребенком, от его непосредственности (ведь он может придумать все что угодно, нужно только дать ему эту возможность).

Таким образом, мы решаем сразу несколько задач: во-первых, закрепляем в речи звук [с], что, собственно, составляло наше домашнее задание; во-вторых, отрабатываем на практическом материале столь любимый логопедами и нелюбимый их подопечными родительный падеж множественного числа,
а точнее, так «хромающие» у наших детей окончания. В-третьих, четвёртых и пятых, развиваем связную речь, тренируем воображение и память, стимулируем внимание детей, учим их не только смотреть, но и видеть, а затем трансформировать это увиденное в ту речевую модель, в тот образец, который мы им предложили. Поверьте, для них это вовсе не будет сложным, ну разве что в самый первый раз… у родителей это займёт 10-15 минут «утреннего путешествия» в детский сад. Уверена, на следующий день ребёнок потребует у вас продолжения, ведь это, во-первых, вместе с мамой, во-вторых, безумно интересно и весело, а в-третьих, ребёнок бесконечно зауважал себя, ведь то, что придумал он. Не смогла придумать даже мама… Ну а та, понимая важность и полезность момента, может постоянно совершенствовать свои навыки в данном процессе, консультируясь с логопедом на предмет, что же неблагополучно у ребёнка, а что можно повторить просто так, в профилактических целях… Совместная деятельность помогает объединить и детей и родителей, делает их носителями общего «секрета», игры, которую придумала мама, в которую могут играть только они. Это здорово!
Ниже приведены варианты логопедических игр для детей на автоматизацию и дифференциацию звуков в сочетании с лексико-грамматическими заданиями.
Автоматизация звука Р и закрепление предложно-падежных конструкций, обогащение словаря по лексическим темам «Одежда» и «Обувь»
Ситуация: одеваемся в детский сад.
— Я засунула руку в рукав.
— Я высунула руку из рукава.
— Я спрятала картонку в карман.
— Я переложила картонку из одного кармана в другой.
— Я зашнуровала шнурки в ботинках.
— Моя рубашка выглядывает из-под куртки.
— Я спрятала рубашку под куртку.
— Я застегнула пуговицы на куртке.
— Я расстегнула пуговицы на куртке.
— Я разглядела соринку на брюках.
— Я стряхнула соринку с брюк и т.п.
Автоматизация звука С, закрепление форм родительного падежа, обогащение словаря по лексической теме «Материал»
Ситуация (в домашней обстановке): «Мы с тобой будем играть в загадки-отгадки, вспоминать слова на звук [c] и то, из чего они сделаны».
Стакан … из стекла.
Собака … из пластилина.
Сосиски … из мяса.
Сок … из свеклы.
Суп … из капусты.
Свечка … из воска.
Сладости … из сахара.
Статуя … из гипса.
Стол … из досок.
Бусы … из пластмассы.
Сметана … из сливок.
Сок … из слив.
Вариантов может быть бесконечное множество, здесь важна направляющая роль взрослого. Игру можно усложнить
Усложнённый вариант
(задачи те же + обогащение словаря относительными прилагательными)
— Стакан из стекла (какой?) … стеклянный.
— Собака из пластилина (какая?) … пластилиновая.
— Сосиски из мяса (какие?) … мясные.
— Сок из свеклы (какой?) … свекольный.
— Суп из капусты (какой?) … капустный.
Автоматизация звуков Л и Ль и лексическая тема
«Съедобное – несъедобное»
— У меня клубника – а у меня каблук.
— У меня голубика – а у меня полотенце.
— У меня молоко – а у меня плавки.
— У меня сливы – а у меня молоток.
— У меня масло – а у меня бутылка.
— У меня вафли – а у меня колокольчик.
— У меня котлета – а у меня лодка.
— У меня голубцы – а у меня заколка.
— У меня шоколад – а у меня лыжи.
— У меня блины – а у меня стекло.
— У меня оладьи – а у меня болото.
Включаем воображение, более трудную лексическую часть задания мама берёт на себя.
Автоматизация шипящих, закрепление творительного падежа, обогащение словаря по лексической теме «Имена»
Ситуация: «Представь, нас пригласили на день рождения. Ты ведь любишь ходить на день рождения, правда? Ты можешь взять с собой любого друга или подругу, но давай договоримся: имена моих друзей будут со звуком [ш], а твоих – со звуком [ж], это очень трудная задача, но ты обязательно справишься. Начали…»
— А я сегодня буду с Машей – а я сегодня буду с Женей.
— А я сегодня буду с Дашей – а я сегодня буду с Жанной.
— А я сегодня буду с Мишей – а я сегодня буду … (А иностранных друзей можно?)
— Конечно.
— Тогда с Джеком.
— А я сегодня буду с Наташей – а я сегодня буду с Джоном.
— А я сегодня буду с Андрюшей – а я сегодня буду с … Женечкой.
Ребёнок всегда найдёт выход из ситуации, если ему интересно играть вместе с вами. Это ещё один способ обогатить его словарный запас новыми, ранее неизвестными именами. Лексически более сложную часть игры берут на себя родители.
Автоматизация звуков [щ] и [ч],
закрепление окончаний слов в форме
родительного падежа множественного числа,
обогащение словарного запаса по лексической теме «Магазин»

Ситуация: находясь в магазине, мы выбираем из множества товаров только те, которые нужны нам (ребёнок со звуком [щ], взрослый со звуком [ч]).
— Здесь много ящиков – здесь много чашек.
— Здесь много щёток – здесь много чебурашек.
— Здесь много плащей – здесь много чайников.
— Здесь много овощей – здесь много чемоданов.
— Здесь много щипцов – здесь много тачек.
Варианты: на прилавке много…, на витрине много …, в этом отделе много …
Дифференциация звуков Р и Л в речи ребёнка, обогащение словарного запаса
по лексической теме «Часть – целое»
Ситуация: «Я назову тебе предметы, а ты должен догадаться, частью чего они являются, для какого предмета нужны. Трудность в том, что в твоих словах должны быть звуки [р] и [л]».
— Пропеллер … для вертолёта.
— Крыло … для орла.
— Клавиши … для рояля.
— Сверло … для дрели.
— Штурвал … для корабля.
— Чернила … для чернильницы.
Если ответ вызывает затруднения для ребёнка, можно предложить в качестве помощи описание целого предмета другими словами.
Дифференциация звуков С и Ш, закрепление форм согласования прилагательных с существительными разного рода
Ситуация: «Я называю словосочетания, а ты добавляешь к нему слова какой, какая, какое, старайся при этом не ошибиться».
— Пушистая кошка, – какая пушистая кошка.
— Непослушные малыши, – какие непослушные малыши.
— Сладкий шоколад, – какой сладкий шоколад.
— Шумное шоссе, – какое шумное шоссе.
— Смешные стишки, – какие смешные стишки.
— Душистые шишки, – какие душистые шишки.
— Сушёные сушки, – какие сушёные сушки.
— Скошенное сено, – какое скошенное сено.
Автоматизация звука Ц, закрепление форм склонения существительного с числительным
Ситуация: «Мы с тобой на уроке математики, давай попробуем посчитать, но только те предметы, в которых есть звук [ц]».
Предметов будет ровно пять, ты должен правильно считать:
— один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят;
— одна цепь, две цепи, три цепи, четыре цепи, пять цепей;
— одно яйцо, два яйца, три яйца, четыре яйца, пять яиц.
Напоследок мне хотелось бы ещё раз сказать логопедам, мамам и мамам-логопедам: давайте не забывать играть с детьми здесь и сейчас, хотя бы потому, что время удивительно быстротечно и уже завтра мы не сможем сделать то, что нам сегодня действительно под силу.
Детям так не хватает нашего внимания, и если уж мама выступает инициатором игры, ребёнок готов играть, даже с учётом самых сложных условий и трудностей, ведь он играет вместе с мамой, а значит, у него всё получится.
Буду искренне рада, если мой опыт принесёт пользу, и в толпе шагающих рано утром дошколят будет весело раздаваться: «Один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка…».
Удачи!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок