[sape_tizer]

Логопедические упражнения и игры

Логопедические упражнения и игрыЛогопедические упражнения и игры

Использование игр в логопедической работе позволяет решать различные коррекционные задачи:

— автоматизация и дифференциация звуков;

— развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;

— преодоление аграмматизмов;

— развитие связной речи;

— развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;

— развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для них увлекательным занятием.

Предложенные игровые задания подойдут как дошкольникам с легкой степенью речевой патологии (дислалия), так и со средней и тяжелой (ФФНР и ОНР).

1. Игра «Звуковые шапочки». Для автоматизации звука Р.

Цели: учить четкому изолированному произношению звука [р]; автоматизировать звук [р] в слогах и словах; развивать навык звукового анализа; обучать составлению и чтению прямых и обратных слогов; развивать психические процессы: восприятие, внимание, память; развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

В игре принимают участие 2 – 4 ребенка. Дети надевают шапочки с изображениями машинок. На полу разложены «лужицы» с буквами а, о, у, э, ы (или картинки на звук [р]). По инструкции логопеда «Солнышко поднимается, машинки в путь отправляются» дети двигаются по комнате, изображая рычание мотора машины: р-р-р. По сигналу колокольчика или дудочки они останавливаются на лужицах с буквами (или картинками), произнося по очереди получившиеся слоги: ра, ру, рэ, ры или четко называя слова со звуком [р].

Эта игра может быть использована уже с первых занятий после постановки звука на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

2. Игра «Звуковая дорожка». Для автоматизации звука Ц.

Цели: автоматизировать звук [ц] в словах в различных позициях; развивать звуковой анализ; формировать навык контроля за собственной речью; развивать психические процессы: восприятие, внимание, память; развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

В этой настольной игре принимают участие 2 – 4 ребенка. С помощью считалки дети выбирают первого игрока, который кидает кубик и ходит, четко называя слова со звуком [ц] столько клеточек подряд, сколько очков выпало на грани кубика. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинки на «дорожке».

3. Игра «Чудесный мешочек».

Цели: автоматизировать звуки в словах в разных позициях; формировать навык контроля за собственной речью; развивать звуковой анализ слов; развивать психические процессы: восприятие, внимание, память; развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

Оборудование: полотняный мешочек; 10 – 15 игрушек размером 2 – 3 см. на все позиции автоматизируемого звука (звук в начале, середине, конце слова); три схемы слов с обозначением места звука в слове.

Использование мелких игрушек и «чудесного мешочка» позволяет логопеду разнообразить речевой материал по автоматизации звуков, одновременно развивая навык звукового анализа слов, и вызвать у детей интерес к предлагаемой деятельности.

В игре принимает участие 1 – 3 детей. В начале игры дети вместе с логопедом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук голосом. Например, «Ложка», «коЛобок» и т. д. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Детям предлагается на ощупь угадать  и назвать игрушку. Определив место звука в угаданном слове (звук в начале, середине, конце слова), ребенок кладет свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.

4. Игра «Логопедическое домино». Для автоматизации звука Л.

Цели: автоматизировать звук [л] в словах в разных позициях; учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе; развивать звуковой анализ слов; формировать навык контроля за собственной речью; развивать психические процессы: восприятие, внимание, память; развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

С помощью одного из любимых детьми вида игр – домино звуки не только автоматизируются быстрее, но и преодолеваются некоторые аграмматизмы.

Игра проводится по принципу «домино». В ней могут принимать участие от двух до четырех игроков, получающих поровну карточки. При помощи считалки выбирают первого игрока, который выкладывает любую из своих карточек и называет изображенные на ней предметы: например, лапа – лопата. Следующий участник игры подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы одно изображение на его карточке и карточке предыдущего игрока совпали: например, лопата – ландыш. Если подходящей карточки у игрока нет, ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной карточки.

Интересно почитать: Логопедические игры с мячом

Приемы развития памяти у дошкольников

Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Л

Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Р

Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок