Логопедические упражнения, игры на основе текста в системе коррекции звукопроизношения у детей

коррекция звукопроизношенияЛогопедические упражнения, игры на основе текста в системе коррекции звукопроизношения у детей

Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляции и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Поэтому еще до поступления малыша в школу необходимо воспитание у него чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а также хорошей дикции, выразительности речи.

При работе с дошколятами, имеющими ОНР III уровня, необходима параллельная работа над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью. Наряду с несформированностью этих компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, памяти, пальчиковой и артикуляционной моторики, словесно-логическое мышление.

Переходя ко второму этапу работы по формированию правильного звукопроизношения – автоматизации произношения звука в самостоятельной речи детей, когда в коррекционную работу включаются тексты можно отказаться от простого пересказа и заучивания. Дети с общем недоразвитием речи эти задания выполняют с трудом, поэтому у деток возникает нежелание заниматься этим видом деятельности. Чтобы заинтересовать детей логопеду необходимо постоянно подбирать и придумывать различные упражнения, которые помогали бы на основе текста решать коррекционные задачи.

Для дошкольников с ОНР, сложно воспринимающих текст без зрительной опоры, следует использовать наглядность в виде сюжетной картины, серии сюжетных картин, серии предметных картин в дополнение к сюжетной картине, а при работе со сказкой – настольный театр. Перед прочтением текста нужно проговаривать с ребенком несколько слов из него с изучаемым звуком. После прочтения уточнять с помощью вопросов к словам с изучаемым звуком, как ребенок понял содержание. Затем предложить назвать слова из текста с заданным звуком, которые он запомнил (каждое слово фиксировать фишкой или предметной картинкой), и определить место звука в этих словах, их слоговой состав. Можно предложить ребенку исправить неправильно произнесенные логопедом слова (без изучаемого звука или с его искажением). Это упражнение направлено на устранение фонетико-фонематической недостаточности и формирование навыков звукослогового анализа, способствует развитию вербального внимания и памяти.

Далее идут лексико-грамматические упражнения: подбор синонимов, антонимов, родственных слов, исправление грамматических неточностей в предложении (пропуск предлога, наверное согласование слов в предложении, восстановление деформированного предложения, подбор подходящего слова в конце предложения). Такие упражнения вызывают у детей повышенный интерес, так как им нравится замечать и исправлять ошибки логопеда.

Например, из текста выбирается фраза для спряжения в настоящем, прошедшем или будущем времени: автоматизация звука [л] «отломить половину булки с колбасой» (рассказ Т.А. Ткаченко «Добрая Злата»), спряжение в прошедшем времени (я, ты, он, она, мы, вы, они). Можно предложить упражнение на подбор признаков или действий к предмету (объекту): «Что еще может делать собака? Какая Злата?».

Для совершенствования навыков связной речи дошкольников можно использовать следующие задания:

— подбор к названному действию и восстановление предложения. Например: отломить… Злата отломила кусок булки с колбасой;

— самостоятельная постановка вопросов по тексту и ответы на них.

Упражнения, способствующие развитию мышления:

— «Что было сначала, что потом?», где ребенку предлагается из 2-х предложенных фраз определить, какое событие происходило сначала, какое потом;

— «Что было бы, если…» (изменение персонажа, места действия, время действия).

Упражнения для коррекции просодической стороны речи:

— скажи фразу (из текста) громко, тише, тихо, радостно, грустно, вопросительно;

— передай (покажи) мимикой, интонацией настроение персонажа в момент произнесения им фразы по тексту или выполнения действия.

Задания для развития пальчиковой моторики:

— схематическое зарисовывание последовательности событий в рассказе (сказки);

— после чтения предложения ребенку предлагается подумать и нарисовать опорную схематичную картинку простым карандашом (на первых порах это может выполнять логопед, а затем ребенок);

— выкладывание картинки (по тексту) из спичек или счетных палочек. Например: собачка, ёжик и т. д.

Таки образом, детально проработав рассказ (сказку), ребенок усваивает его содержание, логику, смысл и одновременно закрепляет правильное произношение изучаемого звука. Он уже без особого труда может пересказать текст, не искажая его и автоматизируемый звук.

Естественно, что такой объем работы не может быть выполнен на одном занятии. Упражнения распределяются на 2 – 3 занятия индивидуально в зависимости от речевых возможностей каждого ребенка.

 

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Сенсорное развитие посредством дидактических игр

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок