Логопедический прием «Живые картинки»

логопедические приемыЛогопедический прием «Живые картинки»

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям, максимально включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный. В основе многочисленных педагогических методик, направленных на речевое развитие дошкольников, лежит всем хорошо известный принцип: больше впечатлений хороших и разных.

Информацию об окружающем мире дети воспринимают в основном с помощью зрения, слуха, осязания: что может быть прекраснее красоты цветка, легкого шелеста листьев, нежного дуновения ветра?

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР II уровня, ОНР III уровня), я использую замечательный и современный прием «живых» картинок, доказавший свою эффективность.

Он позволяет обогащать лексический словарь детей и формировать грамматический строй речи. Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей с речевыми нарушениями без соответствующего наглядного материала («Обитатели морей и океанов», «Животные южных стран», «Дикие животные» и т.д.). Не все дети имеют возможность вживую увидеть слона, жирафа, наблюдать в естественной среде за попугаями, змеями. Используя в своей работе прием «оживления», я стараюсь как можно больше донести ребятам информации о том или ином объекте или предмете окружающего мира.

В своей работе также использую элементы ароматерапии, воссоздаю обонятельный фон для определенной лексической темы, ароматизирую помещение логопедического кабинета. Однако, при использовании аромотерапии, стоит обратить внимание на индивидуальные особенности детей и их возможные аллергические реакции на те или иные запахи.

Обоняние называют источником наслаждения, с его помощью мы воспринимаем окружающую действительность ярче, многообразнее.

Эфирные масла способствуют вдохновению (шалфей, роза, сандал, лимон, апельсин, бергамот), повышают работоспособность и концентрацию внимания (апельсин, лимон), усиливают процессы запоминания (см. таблицу).

Лексическая тема Обонятельный фон Свойства
Фруктовый сад Апельсин.Мандарин, лимон Повышает работоспособность, активность, концентрацию внимания. Способствуют индивидуальному виду творчества
Лес. Деревья Пихта, можжевельникМята, вербена Липа Снимают повышенную тревожность, укрепляют иммунитет.Оказывают положительное воздействие на вегетативную систему. Укрепляет иммунитет
Животные жарких стран. Джунгли Розмарин.Мускатник.

банан.

Эвкалипт.

Какао, ананас

Устраняет стресс, укрепляет память, помогает сосредоточиться.Повышают эмоциональную активность, поднимают настроение. Укрепляет иммунитет, очищает воздух от бактериального загрязнения. Повышают индивидуальную работоспособность детей
Водоемы. Морской берег Йод.Арбуз.

Туя

Успокаивающее, положительное влияние на нервную систему.Поднимает настроение, эмоциональный фон. Тонизирует, способствует восстановлению сил, снимает усталость
Зимние забавы. Праздники Пихта.Апельсин.

Мандарин

Снимает повышенную тревожность, укрепляет иммунитет.Повышает работоспособность, поднимает активность.

Способствует индивидуальному виду творчества

Овощи. Плоды осени Петрушка. Тмин, базилик.Перец Тонизирует.Успокаивающее, положительное влияние на нервную систему.

Антисептик. Снимает мышечное напряжение

В стимулировании речевой деятельности дошкольников немаловажную роль играют тактильные ощущения. Услышав слово «шершавый», ребенок не всегда поймет его смысл, а если детский пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной.

В «оживлении» наглядных картин я использую натуральные материалы: кожу, мех, траву, листья, цветы, кусочки древесины, ракушки, песок, камни, вату, лен.

Конечно, работать с подобными живыми картинами я рекомендую на подгрупповых или индивидуальных занятиях, потому что каждый ребенок должен тактильно изучить все предметы и произвести сопоставление с их лексическим значением.

При использовании данного логопедического приема дошкольниками более эффективно усваивается словарь качественных прилагательных: мягкий, пушистый, нежный, гладкий, колючий, пупырчатый, шероховатый, неровный, жесткий, упругий и т.д. Следующий немаловажный элемент в логопедической работе с детьми с ОНР — слуховое восприятие. Ориентируясь на лексические темы, я записала аудиоматериал по основным звуковым темам: «Шум осеннего леса», «Звон посуды», «Звуки улицы», «Скрип снега, звон падающих сосулек», «Звуки работы со строительными инструментами», «Звуки леса. Голоса птиц, животных», «Плеск воды, шум прибоя». Данный аудиоматериал послужит основой для создания своеобразной фонотеки — «Шкатулки живых звуков».

Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка происходят эффективное обогащение словаря и формирование грамматического стоя речи.

Работа с «живыми» картинами позволяет:

  • значительно повысить интерес детей к логопедическим занятиям;
  • оптимизировать эмоциональный фон;
  • развивать зрительно-пространственное восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук;
  • сформировать целостный образ предмета, умение узнавать его по заданным характеристикам;
  • упражнять детей в составлении описательного рассказа о предмете с опорой на наглядность.

Интересно почитать: Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Информационные технологии в работе с безречевыми детьми

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Профилактика и коррекция дисграфии у школьников

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи через игру

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок