[sape_tizer]

Материалы для логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста

Материалы для логопедических занятий для детей старшего дошкольного возрасталогопедические материалыМатериал на тему ОСЕНЬ

  1. Развитие общей и мелкой моторики

Упражнение «Осенью» (координация речи и движения).

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.

Совершаем прыжки на носочках, держа руки на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Приседаем, держа руки на поясе.

Идем по кругу с высоким подниманием колена.

Упражнение «Ветер дует» (пальчиковая гимнастика)

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул…

 

 

Пошевелить пальцами и подуть на них.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!».

 

 

 

Постучать пальцами по столу.

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

 

Постучать кулаком по столу.

Плавные движения кистями рук вперед-назад.

Ладони крепко прижаты к столу.

Упражнение «Вышел дождик погулять» (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.
Вышел дождик погулять.

 

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке:

«По загону не ходить!»

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по

столу.

Дождь вздохнул тихонько:

– Ох!

И ушел. Газон засох.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу.

  1. Развитие лексико-грамматического строя и связной речи

Упражнение «Что бывает осенью?» (расширение лексического запаса по изучаемой теме).

Беседа об осени, демонстрация предметных и сюжетных картинок.

Упражнение «К нам пришла осень» (употребление падежных окончаний).

Мы ждали … (осень).

Долго не было … (осени).

Мы рады… (осени).

Мы одеваемся тепло…(осенью).

Мы любим осень… (осень).

Загадки (отгадывание и толкование).

Растут – зеленеют,

Упадут – желтеют,

Полежат – почернеют.

(Листья).

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Урожай собирают.

Когда это бывает?

(Осенью).

Шел долговяз,

В сырую землю увяз.

(Дождь).

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

(Осенью.)

Кто там топает по крыше?

– Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

– Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

– Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

– Топ-топ-топ.

(Дождь.)

  1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата

Упражнение для развития артикуляционной моторики:

«У берлоги».

Шли-шли, к мишкиной берлоги подошли. (Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот).

Упражнение «Брусничка».

Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягодки на вкус, хорошенько их прожуйте… (Сделать ладони «лодочкой». Имитировать жевание).

Упражнение «Ветер и листья».

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!». (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!». (Сначала громко, потом тихо.) Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

  1. Развитие высших психических функций.

Упражнение-игра «Четвертый лишний» (по теме «Времена года»).

Подосиновик, подберезовик, жёлудь, маслёнок.

Клён, ель, осина, берёза.

Ласточка, стриж, журавль, воробей.

Тема: «Осенний лес».

  1. Развитие общей и мелкой моторики

Упражнение «Листопад» (координация речи и движения).

На каждую строчку четыре шага в такт:

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Упражнение «Осенние листья» (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины, листья тополя, листья осины,

Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

 

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Упражнение «Осенний лист» (развитие мелкой моторики) – обводка трафарета листа липы, клена, дуба из листа ватмана и раскрашивание цветными карандашами (по устной инструкции).

  1. Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Толкование крылатых выражений:

«как грибы после дождя»,

«льет как из ведра».

Подбор слов-значений:

«Лист клена. Лист какой?»… (Кленовый).

«Лист березы… Лист липы…Лист тополя…»

  1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата

Упражнение для развития артикуляционной моторики:

«У берлоги».

Шли-шли, к мишкиной берлоги подошли. (Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот).

Упражнение «Брусничка».

Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягодки на вкус, хорошенько их прожуйте… (Сделать ладони «лодочкой». Имитировать жевание).

Упражнение «Ветер и листья».

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!». (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!». (Сначала громко, потом тихо.) Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

Упражнение «Вдыхаем аромат леса» (развитие физиологического дыхания).

Вдох носом на счет «раз», «два», «три». Пауза – «раз», «два», «три». На счет «раз», «два», «три» – выдох ртом.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок