Материалы для логопедических занятий ТЕМА ЛЕС ЯГОДЫ ГРИБЫ

Представленные материалы можно использовать для логопедических занятий с детьми подготовительной группы.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Упражнение «За малиной в лес пойдем» (координация речи с движением).

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

(Дети идут в хороводе, взявшись за руки).

Спелых ягод наберем, наберем.

(Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.)

Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку».

Сладкая ты моя, ягодка-малинка.

(Бегут по кругу, взявшись за руки).

Упражнение «По ягоды» (координация речи с движением).

Мы шли-шли-шли, землянику нашли.

(Маршируют, руки на поясе. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен).

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем искать опять

(Маршируют. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги).

Упражнение «Опята» (логопед/воспитатель читает стихотворение, дети движениями воспроизводят текст).

Выросли грибы опята, тонконогие ребята,

И залезли на пенек, и стояли там денек,

А потом они устали, и в корзинку к нам упали.

Упражнение «Мухомор» (прохлопывать ритмический рисунок: на каждую строку – четыре удара).

Мы нашли в лесу грибок, не возьмем тебя, дружок,

Ты красивый гриб и красный, ядовитый и опасный,

От тебя всем мухам – мор,

Потому ты – мухомор.

Упражнение «Клюква» (дети произносят текст вместе с педагогами, перепрыгивая с «кочки» на «кочку»):

На болотце мы пойдем, клюкву там соберем.

А растет она на кочке и висит на тонкой ножке.

Красным цветом выделяясь, красным вкусом наливаясь.

Осторожно мы ступаем, клюкву дружно собираем.

Упражнение «По ягоды» (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев),

В лес идем гулять (обе рук «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем и братишке отнесем. (Загибать пальцы, начиная с большого.)

Упражнение «За грибами» (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять – грибы будем собирать

(Загибать по очереди пальцы, начиная с большого. Сжимать и разжимать кулаки).

На пенечке возле кочки,

Под березкой, под осинкой

(Загибать по очереди пальцы, начиная с большого).

И под елочкой. Сложим мы грибы в корзинку,

(Поставить ладони вертикально и переплести между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднять и соединить – получилась «ручка корзины»).

Побежим домой тропинкой.

(Обе руки «бегут» указательными и средними пальцами по столу).

Упражнение «Грибы» (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел, оттого и потолстел.

(Загибать по очереди пальцы, начиная с мизинца).

Самомассаж пальцев зубными щетками.

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца.

Правая рука:

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки (безымянный палец):

Грузди и свинушки (средний палец),

Рыжики, волнушки (указательный палец).

Даже маленький пенек (большой палец).

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог (растирают большой палец).

Выросли опята (указательный палец),

Скользкие маслята (средний палец),

Бледные поганки (безымянный палец)

Встали на полянке (мизинец).

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Загадки (отгадывание и толкование).

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора… (боровик).

На пеньке сидят братишки, все в веснушках, шалунишки,

Эти дружные ребята называются… (опята).

В шляпе розовой, мохнатой, но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко, для соления… (волнушки).

Эти славные сестрички не едят цыплят.

Эти дружные сестрички рядышком сидят.

Словно желтенькие кнопки, в мох воткнулись возле тропки. (Лисички.)

Конечно, не белый. Я братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)

Шоколадно-бурый гриб, к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут… (масленок).

Под листами на поляне в прятки девочки играли.

Притаились три сестрички, светло-желтые лисички… (лисички).

Этот гриб любимец мой, с ножкой толстой и прямой.

Красной шляпой он накрылся, под осинкой сохранился. (Подосиновик.)

Что за бусинка вот тут на стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут, сразу станет кисло. (Клюква.)

Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая.

Что за ягода созрела, черная такая?

На кусточки, под листочки, кто-то бусы бросил, –  

Все поляны в черных точках у зеленых сосен. (Черника.)

Шляпка красная в горошек, воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид, но опасен, ядовит. (Мухомор.)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.)

На пригорке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки, собираем огоньки. (Земляника.)

Черных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Смородина.)

Упражнение «Какие грибы» (образовать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут … (вареные), а если грибы пожарить, тогда они будут … (жареные), если грибы посолить, тогда они будут … (солеными) и т. д.

Упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительных).

1 гриб, 2 … , 3 … , 4 … , 5 … .

1 лисичка, 2 … , 3 … , 4 … , 5 … .

1 опенок, 2 … , 3 … , 4 … , 5 … .

И т. д.

Упражнение «Подскажи словечко» (развитие слухового внимания и фонематического слуха).

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый … (мухомор).

Вдоль лесных дорожных много белых ножек

В шляпках разноцветных, посмотрите-ка, ребята,

Тут – лисички, там – опята, ну а это, на полянке ядовитые … (поганки).

Издали заметных. Собирай, не мешкай, это … (сыроежки).

Упражнение «Назови много» (согласование слов в предложении).

Дети должны закончить предложение «В лесу много … (ягод земляники, малины и т. д.; грибов: опят, сыроежек и т. п.)».

Упражнение «Скажи ласково» (формировать навыки словоизменения).

Гриб – … (грибок).

Шапка – … (шапочка).

Мухомор – …

Боровик – …

Корзина – …

Клубника – …

Вишня – …

Земляника – …

Смородина – … и т. д.

Упражнение «Один – много» (образование множественного числа имени существительного).

Черника – много черники

Клубника – много клубники.

Ножка – ножки – ножек.

Лисичка – лисички – лисичек.

Опенок – опята – опят и т. д.

Клюква – …

Куст – …

Упражнение «Скажи наоборот» (употребление антонимов, обогащение словаря).

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика  – … (тонкая).

У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора  – … (шероховатая).

У лисички шляпка вогнутая, а у опят  – … (выгнутая).

Игра «Что сварила мама?» (формировать навыки словообразования).

Мама сварила:

— Джем из земляники. Какой джем? (Земляничный).

— Сироп из черники. Какой сироп?

— Повидло из ежевики. Какое оно?

— Морс из брусники. Какой он?

— Желе из клубники. Какое оно?

— Суп из грибов. Какой он?

Чтение и пересказ по цепочке текста В. Сутеева «Под грибом». Инсценировка сюжета. Развитие связной речи.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО И ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Упражнение «У берлоги» (развитие жевательно-артикуляционных мышц).

— Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли.

(Широко открыть рот, показать, как зевает мишка.)

— Мишке осенью хочется спать. (Раскрывать и закрывать рот.)

Упражнение «Брусничка» (развитие жевательно-артикуляционных мышц).

— Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. (Имитировать жевание.)

Упражнение «По грибы» (укрепление мышц языка).

Однажды детки пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Язык двигать вверх-вниз.

На опушке – большое дерево. Вот его ствол.

Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

У других грибов ножки тонкие.

Язык тянуть к носу.

Грибы растут.

Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».

Соберем грибы в корзины.

Язык «чашечкой».

Через лес (топ-топ, топ-топ) вышли к реке.

Язык плавно двигать вперед-вниз.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Язык прислонить к нёбу (крышка домика).

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ

Выучить стихотворение (на выбор). Развитие слуховой памяти.

Боровик

По дорожке шли, боровик нашли.

Боровик боровой в мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли, хорошо, что тихо шли. (А. Прокофьев.)

Грибочек

Жил да был грибочек, вот его дом – кусточек.

Была у него ножка – без сапожка. Была у него шляпка.

Нашли его ребятки, грибочек сорвали и бабушке отдали.

Бабушка суп сварила и деток накормила. (Е. Серова.)

Масленки

Несмышленыши-масленки запеленуты в пеленки,

А масленки-старички носят все воротнички. (Е. Серова.)

Игра-импровизация «Грибочки» (развитие воображения и навыка звукоподражания).

Педагог. Ребята, закройте глаза, представьте, что вы – грибочки. Вы спрятались в травку, вставать совсем не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивые шляпки, порадовались солнышку!

Дети закрывают глаза. Присели на корточки, прижались друг к другу. Медленно поднимаются, смотрят вверх, встали во весь рост, показывают руками шляпки, поворачиваются в одну сторону, в другую.

Показали друг другу руки, подняли их вверх, погрели на солнышке.

Дети показывают друг другу руки ладошками вверх, делая фонарики.

Ну вот туча набежала, дождик закапал: кап-кап-кап.

Дети подражают звукам.

Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил.

Дети опускаю руки, прижимают к телу.

Но вот кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел.

Дети улыбаются, садятся на корточки.

Вот и день прошел. Пора спать. Закрыли грибочки глазки, прижались друг к другу и заснули.

Дети закрывают глаза, прижимаются друг к другу.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2020 Малышок