[sape_tizer]

Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

Заикание описывается исследователями преимущественно как «детская болезнь» (И.А. Сикорский, 1889; М.Е. Хватцев, 1969; Н.А. Власова, К.-П. Беккер, 1983), а также определяется как нарушение темпоритмической организации речи.

Ритм речи представляет собой соотношение чередования ударных и безударных слогов и их сочетаний. Именно эти элементы существенно нарушены при заикании, что влияет на реализацию не только эмоциональных, но и смысловых компонентов речи.

Темпоритмическая организация речиэто контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

Зарубежные исследователи (R.F. Curlee, 1993; П. Ине, 1995) считают, что неплавности речи детей дошкольного возраста являются фактором риска в возникновении заикания. В современной литературе (И.М. Аксарина, 1978; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; С.Р. Асланова, 2001) существуют данные, указывающие на неплавности детской речи как на этап становления речевой функции в целом (дискоординация темпо-ритмической организации речи в возрасте 1 — 6 лет). Устная речь в этом возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно в период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями и восклицаниями внутри слова и фразы.

Со временем неплавность речи уменьшается, и в школьном возрасте продолжает проявляться в сложных по структуре лингвистических высказываниях в виде различных повторов и пауз (N.E. Bernstein, 1981; E.D. Mysak, 1982).

Вышеописанные явления, такие как многочисленные итерации, дыхательные и звукослоговые необоснованные паузы, появляющиеся при эмоционально значимом контакте, характерны для заикания в целом. Отличие состоит в том, что при заикании они закрепляются и обретают прочную связь с вызвавшей психологический стресс ситуацией, а главное — являются судорожными, т.е. сопровождающимися мышечными сокращениями в различных отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом, артикуляционном.

Исследования показывают, что все показатели неречевого и речевого темпа и ритма характеризуются специфической дизритмией, отражающей дискоординацию процессов восприятия и воспроизведения речевой и неречевой информации в целом, что требует исследований этих процессов у заикающихся на более глубоком нейрофизиологическом и нейропсихологическом уровнях.

Поэтому проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна.

В настоящее время комплекс профилактических мер по предотвращению заикания недостаточно развит. В дошкольном воспитании не учитываются возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5 — 3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.

Представляю вашему вниманию ряд рекомендаций, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи. В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения.

Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпо-ритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства.

См.также: Сказка о веселом язычке  (для заикающегося дошкольника)

Лечение заикания у детей

Массаж и самомассаж при заикании

Релаксационная гимнастика

Дыхательная гимнастика для заикающихся

Речевое дыхание у заикающихся

Профилактика заикания

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок