[sape_tizer]

Невербальные средства в общении детей с множественными нарушениями

дети с множественными нарушениямиНевербальные средства в общении детей с множественными нарушениями

Наиболее важные ступени в развитии речи человека приходятся на детский возраст. Уже в раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством гуления, лепета, а в возрасте около года у него появляются первые слова.
Несколько позже речь становится средством познания окружающего мира, планирования действий. Постепенно развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается его словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения, многообразными стилистическими конструкциями. Так происходит у людей, способных воспринимать все краски и звуки мира, подражать различным действиям.

У детей, имеющих нарушения анализаторной системы, снижение интеллектуальных возможностей, речевые нарушения, связующий канал с внешней средой значительно сужается, что отрицательно сказывается на планомерном спонтанном развитии речи. Лишь благодаря длительной, кропотливой работе педагогов-дефектологов и воспитателей становится возможным шаг за шагом выводить ребенка из мрака и безмолвия в окружающий мир к людям. Этому помогают доступная разносторонняя деятельность детей и научно-обоснованные методики обучения и воспитания.

Проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. В ряде научных публикаций и нормативных документов сложные нарушения обозначаются как комплексные. В качестве синонимического понятия сложного нарушения используется словосочетание «множественное нарушение».

Сложные (комплексные) нарушения представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, взятое отдельно, определило бы характер и структуру аномального развития. Ребенок, имеющий одновременно два, три и более нарушений, находится в сложной ситуации, так как каждое из них оказывает многообразное воздействие друг на друга, взаимно усиливается, а следовательно, усугубляет в целом отклонения в развитии ребенка. Например, умственная отсталость наряду с дефектами одной из сенсорных систем (нарушение зрения или слуха), бисенсорные дефекты, нарушение зрительного анализатора, вкупе с нарушениями речи; умственная неполноценность в сочетании с нарушениями речи; нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; слепоглухота вместе с умственной отсталостью и т.д.

Дети, имеющие различные нарушения, развиваются в общении, и главной задачей в их обучении является формирование и развитие средств общения и коммуникативных навыков, способствующих развитию познавательной, эмоциональной, двигательной сфер ребенка.

Это специфическая и трудная работа, в которой необходимо использовать все средства, чтобы помочь ребенку овладеть настолько широким кругом навыков общения, насколько это возможно.

Общение — это сложный и многогранный процесс, выступающий в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, их взаимовлияния, сопереживания и взаимопонимания друг друга, так и информационный процесс (Б.Д. Парыгин).

Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество — необходимое условие его развития.

Дети с множественными нарушениями проявляют разнообразные поведенческие реакции, являющиеся попытками коммуникации.

На начальном этапе они не могут выразить себя традиционными путями (естественные жесты, дактилология, письменная и жестовая речь). Они общаются через изменение выражения лица, движение тела, какие-либо звуки, плач, бьют себя по голове, производят самоагрессивные действия, выражая гнев и т.д. Если такому ребенку нужно внимание взрослого, маловероятно, что он назовет его по имени или возьмет за руку, скорее всего он будет плакать, кричать, падать на пол, бить себя или другого человека, т.е. будет использовать для этого любые средства. Иногда эти реакции рассматриваются нами как негативное поведение, которое должно быть устранено, в то время как фактически ребенок старается донести до взрослого какое-то свое желание, требование.

Важно определить, является ли такое поведение попыткой общения, рассматривая позитивные или негативные действия ребенка как потенциальные формы коммуникации, стараясь понять, с какой целью он демонстрирует те или иные поведенческие реакции. Когда ребенок плачет, педагогу необходимо расшифровать его плач: может быть, у него что-то болит, возможно, он голоден и хочет есть, ему скучно и он требует общения, внимания к себе, хочет, чтобы его заметили, приласкали. Педагог должен не только суметь проанализировать поведение ребенка, но и вступить с ним в контакт, постараться устранить возможные причины, которые привели к той или иной поведенческой реакции.

Когда ребенок плачет, можно попробовать посадить его к себе на колени, приласкать, увлечь его чем-то, предложить его любимую игрушку или какую-то еду. И если поведение изменилось, он перестал плакать, значит, педагог верно понял его, общение состоялось.

Ребенок вступает в контакт со взрослым потому, что у него для этого есть какой-то мотив. На первоначальном этапе он может быть не осознан, но постепенно мотивация общения становится более осознанной, т.е. ребенок действует целенаправленно.

Особое значение в процессе общения отводится ситуации. Все взаимоотношения людей представляют собой интегративное единство, взаимодействуя друг с другом. В зависимости от доминантности какого-либо типа взаимоотношений ситуацию речевого общения можно рассматривать как ситуацию совместной деятельности. Таким образом, ситуация — универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов этого общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия их ситуативных позиций.

В зависимости от того, используются ли в процессе общения слова, средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.

Невербальные средства общения имеют определенное значение в коммуникации. Они предвосхищают то, что будет передано вербально, являются «заменителем» слова или целой фразы. Так с помощью невербальных средств можно продублировать содержание вербального общения.

Невербальные

  • Движения тела: часто зависят от интерпретации того, кто воспринимает сообщение;
  • естественные жесты, пантомима (включают имитацию);
  • вокализация;
  • предметы: натуральные, миниатюрные, ассоциативные;
  • картинки: фото, цветные, черно- белые;

Вербальные

  • пиктограммы
  • Устная речь;
  • жестовая речь;
  • дактилология;
  • письменная речь:
  • плоско-печатный шрифт;
  • рельефно-точечный шрифт;
  • письмо на ладони;

электронные системы.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей с множественными нарушениями очень важен. Дети имеют разную степень сенсорных и интеллектуальных нарушений, различные навыки, способности и потребности, но каждому ребенку необходимо иметь эффективные пути и средства, чтобы сделать его потребности и желания понятными для других, а тем, в свою очередь, нужны эффективные пути и средства, чтобы сообщать информацию ребенку. Задача взрослых — выбрать из них те, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации.

В системе формирования средств общения у детей с комплексными нарушениями в последние годы значительное место занимает работа с календарем.

При этом используются различные виды календарей, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка.

Календари могут быть:

  • предметные;
  • с барельефным, рельефным, контурным изображением предметов (для слепых);
  • картинные;
  • фотокалендари;
  • с письменными таблицами для глобального восприятия;
  • календари-расписания с использованием письменной формы речи;
  • календари-дневники;
  • прочие календари.

Выбор вида календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей детей. При работе с ним педагог учит связывать сигнал (предмет-символ, рисунок, жест) с реакцией или поведением, что является важным условием для обучения вообще, а для обучения коммуникации в особенности.

Интересно почитать: Информационные технологии в работе с безречевыми детьми

Причины нарушения речи

Логопедический прием «Живые картинки»

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок