[sape_tizer]

Обогащение словарного запаса учащихся с нарушением слуха

Обогащение словарного запаса учащихся, речь слабослышащих детейОбогащение словарного запаса учащихся с нарушением слуха

Для овладения фонетическими, лексическими, грамматическими закономерностями языка необходима достаточно высокая степень сохранности слуха. То, что в обычных условиях ребенку удается выделять в речи окружающих на основе слуха, для многих слабослышащих детей, как правило, недоступно.

Подавляющее большинство таких учащихся не владеют достаточным словарным запасом. Он иногда настолько ограничен, что дети не могут порой назвать самые обиходные предметы, действия, признаки, не знают названий цветов и т.д. Даже известные в какой-то степени слова очень часто ими искажаются: одни звуки заменяются другими, опускается начало слова или его конечная часть; нередко в произношении выпадают безударные слоги в середине слова, а в некоторых словах сохраняется только один ударный слог.

Ограниченность словаря, неточное понимание значения слов приводят к своеобразному употреблению их в речи: слово наделяют другим значением. Вариативность замен весьма разнообразна: общее понятие заменяется частным; частное – общим; название целого замещается названием части; встречаются ситуационные замещения; взаимозаменяются названия предмета и действия, предмета и признака; название предмета заменяется названием содержимого.

Перед школой для слабослышащих детей стоят те же задачи, что и перед общеобразовательной. Однако в связи с особенностями развития таких детей педагогический процесс здесь представляет значительное своеобразие, определяемое не только пониженным слухом, но и отклонениями в развитии ребенка, возникающими в результате неполноценного функционирования слухового анализатора.

Словарная работа – один из важнейших компонентов общей системы работы по развитию речи. Слова составляют ту основу, без которой невозможна никакая форма речевой деятельности. Формирование, расширение и уточнение лексического, т.е. словарного, запаса учащихся – основная задача уроков по развитию речи. Как и вся система занятий, словарная работа организуется на тематической основе. Новые слова вводятся при прохождении определенной темы. Конечно, жесткого закрепления лексики за данной темой быть не может. Даже существительные, имеющие относительно большую, чем остальные части речи, тематическую прикрепленность, должны повторяться при переходе из одной темы в другую. Особенно это касается глаголов, прилагательных, наречий. Слова, с которых начинается обучение речи в первом классе и которые используются для организации учебного процесса, тоже относятся к определенному ситуативно-тематическому ряду. Это главным образом глаголы в повелительном наклонении (или простейшие словосочетания с ними): встань, сядь, подними руку, иди (ко мне), скажи, покажи (картинку), дай (карандаш), возьми (ручку), надень (наушники), сними (наушники ), слушай. Эти слова, а точнее предложения, состоящие из одного слова (реже двух), употребляются на всех уроках независимо от темы и таким образом усваиваются детьми. Не рекомендуется выделять для них специальных уроков, не связанных с той или иной темой. Насколько возможно, работа должна быть в течение года рассредоточена по целому ряду тем. Это ведет к постоянной повторяемости слов в разных речевых ситуациях, что помогает детям легче понять их смысл и запомнить сферу речевого употребления.

По мере того как у школьников пополняется словарный запас, формируются речевые умения и навыки, работа над лексикой все теснее связывается с организацией на уроке речевой деятельности во всех ее формах. Знакомство с новыми лексемами начинается со связного текста – устного или письменного. На следующем этапе эти слова «обкатываются» в различных речевых упражнениях. И в завершение дети выполняют задания, предписывающие использование этой лексики в собственных, иногда даже неподготовленных устных и письменных развернутых высказываниях. Такие упражнения способствуют запоминанию начальной формы слова, помогают уточнять звуковой, звукобуквенный и морфемный состав слов, который у слабослышащих детей нередко бывает нарушенным, позволяют делать различные классификации слов по лексико-грамматическим, словообразовательным и стилистическим признакам. Однако нужно иметь в виду следующее: во-первых, словарные упражнения включаются в рамки той или иной темы и поэтому строятся на тематически обусловленном языковом материале, во-вторых, они всегда составляют непродолжительный промежуточный этап, за которым обязательно используется «обработанная» таким образом лексика в самостоятельной связной речи детей. Зачастую слабослышащий ребенок, зная слово, не узнает и не понимает его, если оно стоит в другой грамматической форме, так как ребенок, не владея грамматическим значением, не улавливает, какой новый оттенок вносит в содержание слова данное окончание или приставка. Преодолевать эту специфическую трудность помогает работа со словом в составе словосочетания и предложения, обеспечивающая усвоение лексико-грамматического значения слов, их связей с другими словами. Назову некоторые виды упражнений, выполняемых на наглядной или наглядно-действенной основе. Они широкоиспользуются в начальных классах.

  1. Показ предметов или их графических и объемных изображений. Для младших школьников упражнения можно организовывать в игровой форме (дидактические игры разного образца).

«Чудесный мешочек». В мешочек помещают разные предметы или муляжи. Ребенок ощупывает их и называет. Вариант упражнения: учитель незаметно для ребенка убирает в мешочек один из размещенных на столе предметов, ребенок должен назвать предмет, попавший в мешочек.

«Что изменилось?». Выставляется тематический набор предметов или картинок. Назвав их, ребенок закрывает глаза. Учитель заменяет один предмет другим или добавляет новый, ребенок называет вновь появившийся предмет.

«Не перепутай». Даются вперемешку два набора предметов – игрушки и учебные вещи. Ребенок отвечает на вопросы: что возьмет с собой Буратино, который идет в школу? Что он оставит дома?

«Накрой на стол». Ребенок ставит на стол посуду, называя отдельные предметы. Педагог вводит новое слово и объясняет, что этим словом называется не один-единственный конкретный предмет, а несколько предметов. Ручка – это и перьевая авторучка, и шариковая разных цветов, размеров и форм с различными дополнительными деталями.

Словарные упражнения, особенно для самых младших детей, должны строиться с учетом требования показа и демонстрации предметов с последующим их называнием. Также упражнения используются для введения слов, обозначающих не только предметы, но и действия, признаки.

  1. Задания, предполагающие ответ действием. При выполнении этих заданий уточняется значение глагольного словаря детей, устанавливаются лексические связи между существительными и глаголами.
  2. Задания, связанные с рисованием. Детям предлагается нарисовать предмет или предметы, фигуру определенной формы, величины, цвета, озвучить свои действия.
  3. Составление тематического словаря с опорой на сюжетную картинку. По мере продвижения детей в речевом развитии все более широко используются словарные упражнения, построенные на вербальной основе. При этом детям предлагается назвать все предметы, изображенные на картинке, действия, составить с ними словосочетания, подобрать прилагательные.
  4. Задания, связанные с работой над значением слова.

Формирование значения слова – важная составляющая словарной работы, поэтому детям предлагаются следующие виды заданий:

  • выборка из текста непонятных слов;
  • объяснение значений слов на основе контекста;
  • с помощью подбора синонимов или перифраза;
  • выборка из текста слов с определенным значением или выразительным оттенком;
  • замена заданных словотолкований отдельными словами. Эти упражнения нужно

строить так, чтобы дети имели возможность опираться на морфологический состав слов.

  1. Различные виды классификации слов. В процессе формирования тематического словаря детям предлагается распределить слова по группам: сначала выбрать из данного списка слова с прямым значением, потом – с переносным, потом пары слов с противоположным значением.
  2. Задания, связанные с работой над обобщающими словами. Замена группы слов обобщающим словом по лексическим темам.
  3. Задания, связанные с работой над лексической сочетаемостью слов. Эти упражнения помогают детям установить закономерности лексических связей и научиться составлять словосочетания:
  • какие глаголы можно употребить со словами флаги, иллюминация, концерт? Нужные глаголы дети выбирают из данного списка или припоминают сами;
  • какие прилагательные лишние? Концерт: праздничный, интересный, телевизионный, спортивный; иллюминация: красочная, праздничная, яркая, разноцветная, интересная; флаги: яркие, радостные, разноцветные, спортивные, праздничные.
  1. Составление словаря по данной теме (микротеме) без опоры на наглядность. Эти упражнения можно проводить по типу игры: «Кто больше придумает слов?», «Говорим по цепочке. На ком она прервется?».
  2. Упражнения, построенные на материале словосочетаний, предложений. Они могут выполняться как на наглядно-ситуативной, так и на вербальной основе:
  • выборка из текста словосочетаний и предложений с данным словом;
  • замена словосочетаний синонимичными конструкци­ми, а предложений перифразированием;
  • составление словосочетаний и предложений с данным словом;
  • составление словосочетаний и предложений из данных слов;
  • дописывание словосочетаний и предложений данным словом. Работа над лексикой на материале словосочетаний и предложений непосредственно входит в работу над связной речью.

Именно упражнения этого типа дают возможность анализировать и обобщать семантические (смысловые) признаки таких групп слов, как обобщающие, антонимы и синонимы, слова с эмоционально-экспрессивной окраской, с переносным значением, слова, обозначающие виды трудовой деятельности и профессии, характеризующие предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному и др. Эту лексику дети должны усвоить на разных годах обучения в соответствии с программой.

Таким образом, словарная работа, направленная на формирование семантических категорий, лексической системности языка, валентности слов позволяет создавать качественную основу для полноценного языкового развития ребенка с нарушениями слуха.

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Особенности общения неговорящих детей

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок