[sape_tizer]

Обозначение мягкости согласных на письме Мягкий знак в середине слова

Мягкий знак в середине словаОбозначение мягкости согласных на письме

Мягкий знак в середине слова

Логопедическое занятие проводится с младшими школьниками 1 – 3 классов.

 Цель: научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

 Ход занятия

1. Организационный момент

На урок звонок нас приглашает.

Каждый на уроке что-то новое узнает.

2. Закрепление пройденного материала.

Задание 1. На доске написаны пары слов.

Кон – конь, стан – стань, стал – сталь, угол – уголь.

Логопед. Ребята, прочитайте пары слов. Скажите, чем различаются эти слова на письме.

Ученики. В каждой паре слов втрое написано с буквой Ь на конце.

Логопед. Есть ли другие различия (лексическое, смысловое, артикуляционное) этих пар слов?

Ученики. Эти слова различаются по смыслу.

Логопед. Значит, мы можем сделать вывод: мягкий знак не только смягчает согласную, после которой стоит, но и меняет смысл слов.

Задание 2.

Логопед. Послушайте слова и назовите в них только те согласные, которые звучат мягко.

Горько, порка, зорька, корка, Кирьян, дырка, бурьян, пырей, Веерка.

Ученики по очереди отвечают.

Задание 3.

Логопед. Ребята, послушайте слова. Сравните их по смыслу, по звучанию и написанию.

Булка – Булька, полка – полька, уголки – угольки.

Ученики. Эти слова различные по смыслу, но сходны в написании и отличаются только Ь в середине слова.

Задание 4.

Логопед. Послушайте слова. Назовите в них согласные, которые звучат мягко.

Горько, мыльный, больно, пальто, полька, долька, пыльно.

Задание 5.

Логопед. Внимательно прочитайте, перепишите в тетрадь предложения, где нужно, ставьте мягкий знак.

От супа шел пар… – Долго ноги не пар…

Миша грушу ел… – В лесу растет ел…

Пора красит.. крышу. – Маляр красит.. крышу.

Лодка села на мел.. – Вот доска и мел..

Задание 6.

Логопед повторяет правило правописания Ь знака:

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ница.

Логопед. Сейчас я буду диктовать слова, а вы их запишите и разделите вертикальной чертой на слоги.

Несколько слов логопед записывает на доске и делит на слоги.

Тюль/пан, ас/фальт, крыль/цо, письмо, горько, борьба, стальной, окуньки, раньше, меньше, больше, банька, галька.

4. Итог занятия

Обобщающая беседа

Логопед. Как могут звучать согласные? Как обозначается мягкость согласных на конце слова? Какой согласный в словах – пальто, долька, пыльно – звучит мягко? Почему?

Ученики. Потому что согласные в середине слова смягчил мягкий знак.

Игровое задание «Колокольчики» (на развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова).

Логопед произносит ряд звуков, заранее договорившись с учениками, что реагировать хлопком в ладоши (звуком колокольчика) они будут только на произношение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.

См. также интересные логопедические занятия:  Обозначение мягкости согласных на письме Мягкий знак на конце слова

Конспект занятия «В гостях у волшебного квадрата»

 Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

 Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)

Развитие логического мышления у дошкольников

Конспект логопедического занятия с дошкольниками. Правильное произношение гласных звуков

Развитие связной речи у детей

Сказка о веселом язычке (для заикающегося дошкольника)

Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков 

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок