[sape_tizer]

Организация взаимодействия детского сада с семьями детей, имеющих нарушения речи

Организация взаимодействия детского сада с семьями детей, имеющих нарушения речивзаимодействие детского сада с семьей

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.

Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда и врача.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно- развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

На протяжении многих лет система дошкольного образования (в том числе и специального) существовала изолированно от семьи, полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей, недооценивала роль семейного воспитания, не рассматривала родителей как потенциальных партнеров, зачастую игнорируя и исключая их из процесса обучения и воспитания. В настоящее время психолого-педагогические исследования убедительно доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. Уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы. Более того, превращение семьи в активного субъекта образовательного процесса – решающий фактор эффективности любой программы обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости – важнейшая проблема современной образовательной ситуации. На сегодняшний день в педагогической теории и практике коррекционно-ориентированного воспитания детей с нарушением речи существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. К сожалению, многие педагоги ДОУ не готовы к совместной работе с родителями в новых образовательных условиях, с трудом «приподнимают завесу тайны со своей профессиональной деятельности», не способны к открытому конструктивному диалогу. Все это препятствует повышению эффективности процессов коррекции, адаптации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Для оптимизации взаимодействия ДОУ с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы.

Содержание работы зависит от ряда факторов:

  • структуры семьи;
  • образовательно-культурного уровня семьи;
  • психоэмоционального климата семьи;
  • возраста ребенка и этапа его развития;
  • формы имеющегося у ребенка речевого нарушения;
  • типа семейного воспитания;
  • отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;
  • уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ.

Организация сотрудничества ДОУ с семьей делится на следующие этапы:

  • подготовительно-организационный;
  • основной;
  • итоговый.

На первом этапе педагоги и специалисты ДОУ:

  • изучают особенности семьи и семейного воспитания ребенка;
  • определяют уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ; выявляют потенциальных партнеров ДОУ среди членов семьи для коррекционно-развивающей работы и создают на этой основе систему взаимодействия с семьей;
  • знакомят родителей с особенностями функционирова­ия ДОУ и организацией коррекционно-воспитательной работы в нем;
  • разрабатывают и начинают реализовывать совместно с семьей индивидуальную программу помощи ребенку.

Продолжительность организационного этапа примерно месяц, в течение которого каждый специалист образовательного учреждения обрабатывает полученные результаты и оформляет необходимую документацию. После этого консилиум ДОУ вырабатывает стратегию и тактику работы с ребенком (группой детей), группой семей и каждой семьей в отдельности.

На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе медико-психолого-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи как на территории ДОУ, так и вне ее. В условиях ДОУ проводятся групповые или индивидуальные занятия психолога с родителями, консультации, клубная работа, организуются лектории,семинары-практикумы и др. Вне ДОУ ведется культурно-просветительская и лечебно-оздоровительная работа, координируемая специалистами дошкольного учреждения.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как:

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  • психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;
  • информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (поликлиника, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты, школа, ПМПК).

К наиболее перспективным формам работы ДОУ с родителями по данным направлениям относятся:

  • «Дни открытых дверей» – проводятся 2 – 3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов;
  • «Библиотечки для родителей» – создаются в каждой возрастной группе для сбора популярной педагогической и психологической литературы, помогающей повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии, а также детских художественных книг, которые можно взять домой и прочитать детям;
  • «Игротека» – функционирует в каждой группе по принципу библиотеки и дает возможность сориентировать родителей в выборе игр и дидактических пособий для занятий с ребенком дома;
  • «Школа любящих родителей» – работает под руководством психолога и помогает вырабатывать родителям определенную позитивную модель поведения в семье по отношению к ребенку с нарушением речевого развития;
  • «Записная книжка родителей» – составляется индивидуально для каждой семьи. Содержит информационный материал (адреса и телефоны учреждений, в услугах которых нуждается семья), рекомендации по проведению занятий в условиях домашнего воспитания, конкретные задания, игры, упражнения;
  • «Видеотека» – содержит видеозаписи занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых), праздников, развлечений. Родители могут просмотреть видеозапись занятия самостоятельно, задав вопросы специалистам, либо занятие сразу просматривается со специалистом, который дает комментарии по ходу просмотра и по его окончании. На протяжении основного этапа большое внимание уделяется повышению социально-психологической и педагогической компетентности педагогов и специалистов ДОУ по вопросам работы с семьей. К важнейшим ее аспектам относится методический семинар, включающий, помимо лекционного курса по проблемам семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития, самостоятельную работу педагогов по индивидуальной теме самообразования. По вопросам конструктивного и эффективного взаимодействия с семьей педагогами организуются тренинги общения и индивидуальные консультации.

Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходя в другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целесообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести корректировки и спланировать будущую деятельность.

В этот период проводится диагностика детско-родительских отношений, выясняются изменившиеся условия воспитания в семье и его стиль, оценивается уровень психолого- педагогической компетенции родителей, их вклад в реализацию индивидуального образовательного маршрута ребенка. Это позволяет определить перспективы совершенствования семейного воспитания, а дошкольному учреждению провести комплексную оценку результативности своей работы с семьей и вклада каждого специалиста в нее.

Если ребенок покидает дошкольное учреждение (переходит в другое ДОУ, идет в школу), педагоги и семья должны по возможности четко представлять его дальнейший индивидуальный образовательный маршрут. Это поможет заранее подготовить семью к меняющимся образовательным условиям и сделать процесс перехода из одного образовательного учреждения в другое менее психотравмирующим, сохранить преемственность в воспитании ребенка между ДОУ, другим образовательным учреждением и семьей.

Интересно почитать: Аффективное поведение детей с проблемами речи в период адаптации к детскому саду

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Как правильно учить ребенка читать?

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Релаксационная гимнастика

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок