[sape_tizer]

Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у детей-дизартриков

стертая форма дизартрии у детей, стертая форма дизартрииОсобенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у детей-дизартриков

В настоящее время 70 – 90 процентов деток, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношений (дислалия, дизартрия) до моторной алалии.

До 50 процентов детей с общим недоразвитием речи и 35 процентов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию. Увеличивается количество детей с речевой патологией центрального генезиса.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) нарушаются двигательные механизмы, не развивается общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушение речи. нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения в дальнейшем. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, у них плохо развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Следовательно, проблема преодоления недоразвития ручного праксиса в плане подготовки дошкольников со стертой формой дизартрии к школьному обучению и успешной коррекции звукопроизношения – одна из важнейших для специальной педагогики.

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи.

Доказано, что двигательная проекция кисти руки в коре головного мозг есть еще одна речевая зона мозга. Значит, имеются все основания рассматривать кисть руки как орган речи, идентичный артикуляционному аппарату. Таким образом, движения пальцев в отношении речевой функции играют специфическую роль. П.К. Анохин отмечал, что весь процесс компенсаторных приспособлений, помогающих полному восстановлению нарушенной функции, развивается на протяжении трех необходимых стадий, приведенных ниже.

1-я стадия. О возникшем дефекте в функциях немедленно поступает сигнал в ЦНС, в кору головного мозга. Эта сигнализация – первый реальный толчок к появлению непрерывной цепи приспособительных изменений в различных функциональных проявлениях организма.

2-я стадия. Однако дефект в функциях организма не устраняется сразу. Необходимо попеременное включение то одних, то других рабочих комплексов организма до тех пор, пока, наконец, не будет найдена та система центральных возбуждений, которая приведет к восстановлению потерянной функции. Этот период приближения к окончательному приспособительному эффекту протекает при постоянной корригирующей сигнализации с периферией. Анализ и синтез сигналов о нарушении константных уровней функции выполняет кора головного мозга, которая в результате аналитико-синтетической деятельности и определяет, в каком направлении пойдет дальнейшим процесс компенсации.

3-я стадия. Последняя стадия, завершающая непрерывный процесс компенсации – достижение организмом нормальной функции, максимального приспособительного эффекта, что создает новый комплексный афферентный стимул, который прекращает дальнейшее нарастание компенсаторных процессов и закрепляет достигнутый приспособительный эффект.

Итак, вся физиологическая триада компенсации (механизмы устойчивости, нарушения, восстановления) целиком отражена в учении И.П. Павлова о саморегулирующейся системе – организме и творческой роли афферентного отдела ЦНС.

Учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора:

— движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

— функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй;

— развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и, как следствие, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

— около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулирует созревание ЦНС, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка;

— ритмичные движения пальцев рук – необходимое средство повышения функционального состояния полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга.

Развитие звукопроизношения в значительной степени обусловлено совершенствованием работы периферического речевого аппарата. Развитие же органов артикуляции в филогенезе неразрывно связано с прямохождением, высвобождением рук и формированием дифференциальной моторики. При нормальном речевом развитии ребенок овладевает звуковой системой одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с неврологией тесно взаимосвязаны с недостаточностью их двигательной системы в целом. Так, нарушения развития функций удержания головы, сидения, прямостояния ограничивают возможность формирования и совершенствования функции дыхания, голосообразования. Ограниченная подвижность органов артикуляции задерживает постнатальное анатомическое развитие периферического речевого аппарата. Недостаточность функции рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы.

Таким образом, движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии характеризуется быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности; часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме.

Расстройство всей двигательной сферы приводит к нарушением фонетической стороны речи: страдает артикуляция, голос и другие просодические компоненты языка.

В логопедической практике часто встречаются дети с нарушением звукопроизношения, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики со стороны артикуляционного аппарата. Однако устранение таких дефектов вызывает определенные трудности и проходит в достаточно длительные сроки.

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дающих возможность сочетать их с различными речевыми заданиями. Но временная ограниченность подгрупповых логопедических занятий затрудняет должное проведение подобных тренировок.

Работа по формированию ручного праксиса у дошкольников должна охватывать все этапы логопедического воздействия, начиная с подготовки артикуляционного аппарата к исправлению звукопроизношения и заканчивая этапом дифференциации звуков. Прежде всего необходимо осуществлять дифференцированный подход на основе учета:

— симптоматики нарушений моторных функций артикуляционного аппарата, выражающихся у одних в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций, у других – в избирательных нарушениях фонематического анализа и синтеза, выражающихся в затруднениях при переключении от одной артикуляции к другой, в персеверации фонем. В данных случаях необходимо проводить систематическое усиление речевых кинестезий путем проговаривания с одновременным выполнением пальцевых игротренингов;

— симптоматики нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений, связанных у одних детей с гипотонусом, у других – с гипертонусом мышц мелкой мускулатуры. С целью устранения недоразвития моторных функций необходимо предлагать детям игротренинг дифференцированно как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Большое внимание следует уделять массажу с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

— симптоматики нарушений общей моторики, выражающихся в переключаемости движений, произвольном торможении, нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях нужно использовать соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений, предлагать продуктивные творческие задания, обеспечивающие успех, внимание, эмоциональное подкрепление.

Таким образом, основой коррекционного обучения служит комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии.

Интересно почитать: Характеристика дизартрии  

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Состояние психомоторной сферы и речи у детей 2 – 3 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида

Особенности общения неговорящих детей

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок