Особенности общения неговорящих детей

Особенности общения неговорящих детейособенностях общения детей дошкольного возраста

Представьте себя на месте ребенка, который не может выразить свои желания, мысли или задать вопрос. Что вы почувствуете?

Наверное, злость и отчаяние. После безуспешных попыток пропадает желание общаться – ведь все равно вас не понимают. Именно в таком положении находятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

Фундаментальное значение для развития теории об особенностях общения детей дошкольного возраста имели исследования М.И. Левиной. Из выделяемых ею четырёх форм общения для детей раннего возраста характерны только две:
ситуативно-личностное – для младенцев и детей раннего возраста (сиюминутное взаимодействие ребёнка и взрослого).

ситуативно-деловое общение (потребность не только в эмоциональном контакте, но и в сотрудничестве, знакомство с новыми предметами, помощь ребёнку в освоении новых действий с предметами).

У ребёнка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности. Общение выступает средством осуществления предметной деятельности и фактором эмоционального, личностного и познавательного развития.

По мнению Л.С. Выготского, общение – важнейший фактор развития ребенка как в онтогенезе, так и в условиях дизонтогенезе. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у аномальных детей. По мнению ученого, физический или интеллектуальный дефект аномального ребенка создает почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими.

Современные исследования отечественных авторов (Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.) позволяют выявить ряд характерных особенностей, проявляющихся у детей с тяжелыми нарушениями речи: дети малообщительны, не владеют навыками подражательной деятельности.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют следующие особенности:

— сниженный уровень понимания и мотивации;

— повышенная утомляемость;

— нарушения поведения.

В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши (2001) отмечается, что у дошкольников с ОНР:

— имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

— имеются трудности, связанные с комплексом речевых нарушений;

— преобладающая форма общения со взрослым – ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Неговорящие дети имеют следующие особенности:

— разные уровни понимания речи – от удовлетворительного до полного непонимания;

— слуховые функции и фонематические представления у большинства детей снижены;

— нарушение речи обуславливает ряд особенностей невербальных компонентов коммуникации;

— у детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются особенности высших психических функций.

Интересно почитать: Речевые физкультминутки

Упражнения на мышечную релаксацию

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Использование загадок на логопедических занятиях

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок