Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольниковпсихолого-педагогической диагностики дошкольников

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Ранее развитие малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир.

И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит – как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит. Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения ранней диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Эти руководства являются хорошими помощниками для родителей, которым небезразличен их ребенок. Также можно найти тесты различной «направленности» диагностирования. Условно их можно поделить на 4 группы: методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

 

Психолого-педагогическое диагностирование детей младенческого и раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования – как составляющую процесса практической педагогической деятельности. В обследовании детей младенческого и раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами – пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Основной целью психолого-педагогического диагностирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

— раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

— выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;

— выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

— определение условий воспитания ребенка;

— обоснование педагогического прогноза;

— разработка индивидуальной программы коректировочной работы;

— организация коректировочной работы с родителями и детьми.

Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится поэтапно.

На первом этапе специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Второй этап посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем, при необходимости, проводится обследование слуха, и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на поведение ребенка в новой обстановке, общение на основе материалов диагностических методик, эмоциональный контакт с новым взрослым.

На третьем этапе собираются анамнестические сведения о семье, развитие ребенка. Уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

На четвертом этапе даются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка и использовать педагогической возможности самих родителей в обучении и воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Пятый этап предусматривает составление индивидуальной корректирующие программы развития ребенка и делается педагогический прогноз. Так, обследование развития детей раннего возраста является необходимым и целесообразным, позволяет составить объективную характеристику как уровня развития, так и динамики развития при повторных обследованиях, чем обеспечивает предупреждение выявления задержки или отставания.
Примерный план диагностического обследования детей в 1 год 3 месяца

Познавательная сфера  (способности) Уровень развития навыков  (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь различать и называть знакомые  игрушки и окружающие предметы, их основные  качества;
иметь представления об одежде,  назначении вещей; закрепить названия одежды и ее  деталей, обозначение действий и  последовательность одевания на прогулку;
уметь называть изображенные на  картинке предметы и их качества, действия;  выполнять действия по картинкам
Уметь показывать по просьбе взрослого  части лица у человека и у образной игрушки;  закреплять умение определять части тела  человека и животных
Уметь выполнять поручения по просьбе  взрослого, связанные со знакомыми действиями
Уметь рассматривать картинки в книжке,  слушать потешки, стихи
Активная речь (произносит до 20  облегченных слов) Уметь произносить простые слова,  соотносить их с предметами
Уметь сравнивать предметы по величине;  отчетливо произносить звук о
Иметь представления о том, кто, что и как  ест; учить отчетливо произносить звук а
Уметь произносить простые слова,  соотносить их с действиями
Иметь способность к обобщению путем  упражнения в подборе к глаголам соответствующих  существительных
Иметь представления о назначении  предметов, активизировать в речи слова –  названия предметов и их качеств; учить  образовывать существительные по аналогии
Уметь произносить длительные «гудящие»  звуки – уууу
Уметь отчетливо произносить звуки «у»,  «а»; закрепить произношение «ау»
Уметь различать и называть птиц;  побуждать подражать голосам птиц и запоминать  звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко,  бал-бал-бал)
Уметь подражать голосам птиц и  запоминать их; закрепить произношение звуков  «м», «мь», «у»
Сенсорное  воспитание
Форма Уметь группировать предметы по их форме  (круг, квадрат)
Цвет Уметь группировать предметы по цвету
Величина Уметь чередовать предметы по величине
Нанизывание колец одинакового раз мера Уметь снимать и надевать на стержень  кольца с широким отверстием
Нанизывание колец, разных по размеру Уметь надевать и снимать большие и  маленькие кольца на стержень пирамидки
Действия с кубиками Уметь детей ставить кубики один на  другой (строить башню, дом)
Игровые действия с  предметами
Показ предметов в действии Разыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения  действия
Воспроизведение одного знакомого  действия с игрушкой Уметь детей по подражанию  воспроизводить одно знакомое действие (качает,  возит и т.д.)
Действия с
несколькими
игрушками
Уметь переносить знакомые действия с  одним предметом на другой предмет, учить  выполнять действия с простейшими транспортными  средствами для перевозки небольших предметов,  игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать  особенности (ездит, гудит, есть колеса, они  крутятся)
Действия с разными игрушками Уметь производить одинаковые действия  с разными предметами
Развитие движений
Ходьба Уметь ходить самостоятельно
Общеразвивающие упражнения Уметь устойчиво стоять, приседать,  наклоняться, поворачиваться
Упражнять в ползании, способствовать  развитию самостоятельности
Основные движения Упражнять в ползании и пролезании под  препятствие
Разнообразные движения  (действия) с предметами круглой формы Уметь выполнять разнообразные действия  с предметами круглой формы: переносить, бросать,  катать, учить подниматься по лесенке детской  горки приставным шагом
Уметь бегать в указанном направлении
Развитие бытовых  навыков
Бытовые навыки Уметь пить из чашки
Уметь держать ложку в кулачке, опускать  в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый  докармливает)
Уметь правильно умываться, мыть и  вытирать руки, лицо после умывания
Уметь проситься на горшок
Социально-эмоциональная  сфера
социально-эмоциональная сфера Уметь подражать мимике, движениям  близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)
Уметь познавать окружающее через  эмоциональные ощущения (упасть – больно,  дотронуться до батареи – горячо)
Уметь заинтересовываться новой  игрушкой
Уметь проявлять интерес к играм детей
Уметь различно реагировать на плясовые  и спокойные мелодии, напевность стихов,  прибауток

Примерный план диагностического обследования детей в 1 год 6 месяца

Познавательная сфера  (способности) Уровень развития навыков  (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь показывать части тела по просьбе  взрослого, понимать слова, обозначающие части  тела человека и животных
Уметь обобщать по внешнему виду  игрушки, предметы, независимо от размера и цвета
Уметь выполнять знакомые бытовые  действия по просьбе
взрослого
Активная речь Продолжается развитие подражания  звукам, имитирующим голоса животных. В активной  речь присутствуют общеупотребляемые слова
Сформировано четкое произношение  звуков м, п, б (мь, пь, бь),изучено, отчетливо и  внятно произносить отдельные звукосочетания,  закреплены в речи названия отдельных предметов
Закреплены произношение звука ф; закреплены  названия предметов и их качеств; укреплены  артикуляция и голосовой аппарат
Сенсорное  воспитание
Форма Уметь ориентироваться в двух формах  (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе  взрослого
Уметь подбирать предмет такой же формы,  как на образце
Уметь группировать однородные объекты,  ориентировать на слова «такой», «не такой»
Величина Уметь ориентироваться в двух величинах  (большой и маленький), находить предметы этих  величин после показа и по просьбе взрослого
Величина Уметь собирать пирамидку из двух  контрастных колец по величине после показа
Цвет Уметь ориентироваться в двух-трех  цветах находить такого же цвета игрушку, как  просит или показывает взрослый
Уметь формировать простейшие приемы  установления тождества и различия цвета  однородных предметов
Уметь различать цвета и понимать  названия цвета
Уметь располагать грибочки в отверстия  на квадрате аналогичной окраски
Игровые действия с  предметами
Игровые действия Уметь переворачивать страницы книг,  учить катать перед собой коляску
Уметь тянуть игрушку за веревочку за  собой
Уметь производить (отображать) часто  наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать  куклу
Уметь использовать в играх  предметы-заместители. Производить с ними такие  же действия, что и с реальными предметами
Уметь проявлять  сообразительность: подставлять что-то, например,  вязать; использовать дополнительный предмет,  чтобы достать понадобившуюся вещь
Развитие движений
Ходьба обычная Уметь хорошо самостоятельно ходить:  прямо, по кругу, огибая предметы
Перешагивание,
Ходьба по лесенке
Уметь перешагивать через  препятствия на полу приставным шагом
Уметь входить и сходить по детской  лесенке чередующимся шагом
Уметь проходить по слегка  наклонной доске
Уметь бросать мяч вниз, вперед  вверх
Развитие бытовых  навыков
Бытовые навыки Уметь держать ложку в кулаке
Уметь есть частично полужидкую и жидкую  пищу
Уметь пить из чашки, почти не проливая  во время кормления
Уметь самостоятельно умываться и  вытирать руки полотенцем
Социально-эмоциональная  сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь проявлять социально  значимые жесты и мимику («жалеет»)
Уметь переключаться с одного  эмоционального состояния на другое (огорчается  – успокаивается)
Уметь уступать игрушку другому  ребенку, не отнимать игрушку
Уметь воспринимать различные художественное  слово
Уметь повторять с удовольствием знакомые  движения под музыку

Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца

Познавательная сфера  (способности) Уровень развития навыков  (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь понимать сюжеты по картинке;  отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?»,  «Где?»;
Уметь выполнять (и запоминать) два  поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)
Уметь понимать несложный рассказ со  знакомыми событиями
Активная речь; четкое произношение Уметь использовать предложения из двух  слов:
– при общении со взрослыми;
– при общении друге другом;
– в играх; упражнять в развитии речевого дыхания;  учить называть словом свои или чьи-то действия;  учить договаривать последние слова знакомых  стихов, потешек
Сенсорное  воспитание
Форма Закреплено умение сопоставлять  предметы по форме, осуществляя выбор из двух  заданных форм:
шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик;  упражнения в группировке предметов по форме.
Величина Уметь ориентироваться в трех величинах  одной формы (большой – поменьше – маленький)
Уметь управлять, нанизывать и снимать  двух- трёх-размерную коническую пирамидку,  нанизывая на стержень сначала по одному кольцу,  потом по два кольца каждой величины
Цвет Уметь ориентироваться в цветах:  красный, желтый, зелёный, синий. Уметь  группировать предметы по цвету
Игровые действия с  предметами
Игровые действия Уметь отображать жизненные действия в игре  (кормить, возить, баюкать)
Уметь укладывать куклу спать, побуждать к  называнию слов, обозначающих одежду куклы,  ласковых слов «убаюкивания»
Уметь произносить слова, обозначающие  столовые принадлежности, использовать их при  кормлении куклы
Уметь пользоваться предметами-заместителями
Уметь воспроизводить из кубиков несложные  постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать,  ворота, забор) после показа
Развитие движений
Ходьба-перешагивание Уметь перешагивать через небольшие  препятствия на полу
Ходьба по гимнастическим снарядам (доске,  скамейке) Уметь проходить по доске, немного приподнятой  над полом, или по гимнастической развивать  чувств скамеечке; развивать чувство равновесия,  умение ориентироваться пространстве
Метание Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на  полу
Бег Уметь бегать в разных направлениях
Лазание Уметь легко влезать на диван, стул,  спускаться на пол
Развитие бытовых  навыков
Бытовые навыки Уметь самостоятельно есть любую пищу
Уметь есть с хлебом
Уметь самостоятельно снимать шапку,  обувь
Уметь частично одеваться (натягивать  шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь  по погоде и времени года)
Уметь обращать внимание на грязное  лицо, руки
Уметь знать место игрушек, одежды и  других вещей
Социально-эмоциональная  сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь подражать взрослым в ситуациях  радости, огорчения, тревоги
Уметь при общении со взрослым  использовать эмоционально окрашенные возгласы,  мимику, движения
Уметь контактировать со сверстниками
Уметь эмоциональному узнаванию  настроения, т. е. собственно реагировать на речь,  музыку, художественное слово

Примерный план диагностического обследования детей в 2 года

 

Познавательная сфера  (способности) Уровень развития навыков  (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь понимать короткий рассказ (без  показа действий) о знакомых событиях; отвечать на  вопросы об этих событиях
Уметь выполнять до 3 поручений (возьми,  отнеси, положи)
Уметь называть названия детали лица  (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела  (руки, ноги, спина и др.)
Уметь использовать  предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и  детьми
Уметь употреблять в речи:
– прилагательные,
– местоимения,
– предлоги
Уметь договаривать  четверостишия в знакомых стихах
Уметь называть предметы по  картинкам
Уметь говорить «до свидания», «пока»,  «спасибо», «здравствуй»
Сенсорное  воспитание
Форма Уметь соотносить конфигурацию объемной  геометрической фигуры с плоскостным  изображением, накладывать на образец
Уметь группировать однородные по форме  предметы и соотносить разные предметы
Величина Уметь ориентироваться в трёх и более  контрастных величинах
Уметь собирать пирамидку по убыванию  размера из 4-5 колец
Цвет Уметь различать 3-4 цвета, подбирать  цвета по образцу, некоторые из них называть
Уметь устанавливать тождества и  различия цвета однородных предметов
Качества предметов Уметь различать величину предмета:  тяжелый – легкий; учить различать фактуру:  мягкий – твердый; учить различать температуру:  холодный – теплый
Игровые действия с  предметами
Игровые действия Уметь доставать (вылавливать) сачком га  воды понравившуюся игрушку
Уметь производить несколько  последовательных игровых действий, находясь в  проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом  посудка; строит гараж, если рядом кубики и  машинки); учить пользоваться  предметами-заместителями
Уметь выполнять два последовательных  действия
Уметь сооружать из кубиков знакомые  постройки для мягких игрушек
Развитие движений
Ходьба Уметь перешагивать через несколько  препятствий чередующимся шагом
Ходьба и бег Уметь удерживать равновесие при ходьбе  по ограниченной площади или по гимнастическому  снаряду, лежащему на полу
Уметь подниматься и спускаться по  лестнице, забираться на детскую горку и  спускаться с нее
Уметь менять темп: ходьба и бег
Бег Уметь бегать семенящим шагом
Прыжки, подскоки Уметь подпрыгивать, подскакивать
Ловля и бросание Уметь удерживать мяч одной или двумя  руками
Уметь бросать мяч в горизонтальную цель
Уметь ловить мяч с близкого расстояния
Катание предметов
круглой формы
Уметь скатывать с горки предметы  круглой формы
Развитие бытовых  навыков
Бытовые навыки Уметь есть аккуратно, не обливаясь
Уметь при умывании тереть ладони, части  лица, вытираться полотенцем, носовым платком
Уметь самостоятельно одеваться  (натягивать носочки, шапку, обуваться
Уметь частично раздеваться
Уметь складывать на место одежду, обувь,  посуду, игрушки
Уметь пользоваться носовым платком (при  напоминании)
Социально-эмоциональная  сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь проявлять эмоции при общении  (мимика, возгласы, движения)
Уметь улыбаться, пользоваться  эмоционально-окрашенной речью при совместных  играх с детьми
Уметь эмоционально  заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором
Уметь смотреть мультфильмы,  детские телевизионные передачи
Уметь сопереживать,  сочувствовать другому человеку, учить понимать  фразы: «Это можно», «Это нельзя»

 

Интересно почитать: Речевые физкультминутки

Упражнения на мышечную релаксацию

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Особенности общения неговорящих детей

Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Использование загадок на логопедических занятиях

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок