Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

Планирование занятий с заикающимися дошкольникамизанятий с заикающимися дошкольниками

 В первом квартале на занятиях заикающиеся дети овладевают простейшей ситуативной речью.

В своих ответах они опираются на конкретные вопросы логопеда, относящиеся к наглядному материалу, который находится в момент речи перед глазами ребенка. В качестве наглядной опоры на занятиях изобразительной деятельностью по развитию речи и математических представлений, ознакомлению с окружающим и природой используются натуральные объекты, картины, игрушки. Вопросы логопеда, предусмотренные методикой массового детского сада, относятся к названию предметов (кто это? что это?) и их качеств (форма, цвет, размер), к названию отдельных частей предметов, а также действий, которые изображены на картинках или производятся детьми во время занятий.

Изучение выбранной темы происходит одновременно на следующих одно за другим занятиях, по различным разделам «Программы». Разнообразные занятия (рассматривание картин, предметов, счет разных предметов, изображение отдельных простых по формированию предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструирование) способствуют упражнению детей в ситуативной речи, расширяют и углубляют их знания, совершенствует технические навыки изображения.

Например, в первом квартале дети знакомятся с овощами, усвоение и закрепление знаний об овощах проводится в такой последовательности. На первом занятии, которое можно закончить дидактической игрой, дети рассматривают натуральные объекты. Как и в обычном детском саду, знакомство с предметом лучше проводить при наличии натуры. Дошкольники лучше усваивают материал, если соприкасаются с предметом непосредственно, могут опереться при знакомстве с ним на различные анализаторы (зрение, слух, осязание и т. д.), что особенно важно в работе с заикающимися детьми.

Наличие предмета, с которым знакомятся дети, конкретные вопросы, относящиеся к его названию, окраске, форме, величине, вкусу, помогают им подобрать нужный ответ, коротко и точно сформулировать его. В этом и заключается коррекционная задача первого квартала.

После рассматривания натуральных объектов целесообразно планировать занятия по развитию речи для заикающихся детей (рассматривание картин или дидактическая игра), на котором ребята закрепляют полученные накануне знания и активно используют в своих ответах словарь, относящийся к названиям предметов, их окраске, форме и т.д.

Затем проводятся занятия по изобразительной деятельности, сначала по лепке и конструированию, чтобы дети могли передать объемную форму изучаемых предметов, а потом по аппликации и рисованию. На этих занятиях дошкольники учатся передавать плоскостное изображение тех же предметов.

Таким образом, на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети получают и закрепляют знания об окружающем, на занятиях изобразительной деятельностью они приобретают навыки изображения этих предметов, а отвечая на вопросы логопеда, учатся точно называть предметы, их качества, а также действия, которые производятся на этих занятиях.

В результате изучения одной и той же темы (предмета) на разных видах занятий дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем. Кроме того, использование разнообразных занятий позволяет создать условия для упражнения детей в ситуативной речи, вселить в них уверенность в своих силах, в то, что они могут говорить без заикания.

На каждом занятии заикающиеся упражняются в ситуативной речи, но в разных условиях.

Для осуществления коррекционной задачи в первом квартале большое значение имеет правильное формулирование вопросов логопедом. Выше указывалось, что все вопросы должны относиться к названиям предметов, например изображенных на картине. Задаются они так: «Что это?» или «Что нарисовано на этой картине?» Дети отвечают: «Мяч», «Ведро», «Пальто», «Шарик» и т. д. На вопрос «Кто это?» дети отвечают: «Ёжик», «Белка», «Рыбка» и т. д. В своих ответах они пользуются одушевленными неодушевленными существительными. Предметные картины можно использовать и для того, чтобы поставить к ним вопрос, начинающийся со слова «какой». Однако вопрос, заданный в такой форме, имеет обобщенное значение («Какое ведро?»), и дети обычно затрудняются ответить на него. Им трудно подбирать слова для ответа и произносить их. Вследствие этого может появиться заикание. Вот почему в начале учебного года следует задавать только конкретные вопросы и произносить их четко: «Какой формы мяч?», «Какого цвета ведро?», «Какого размера ведро?» Заметим, что о размере можно спрашивать только в том случае, если наглядно представлены два одинаковых предмета (например, мячи), отличающиеся размером.

Не рекомендуется спрашивать так: «Какой мяч?», «Какой шар?» Прежде чем задавать вопрос, начинающийся со слова «какой», необходимо убедится в том, что дети правильно понимают значение слов «форма», «цвет», «размер». Если понимание слов недостаточно, дошкольники отвечают неправильно и могут начать заикаться. Следовательно, перед занятием значение некоторых слов необходимо уточнить, чтобы дети не смешивали их.

К соответствующим картинкам можно ставить вопросы, в ответах на которые прозвучат названия действий. Например: Как сказать об этой девочке, что она делает? (Рисует.) А про мальчика? (Строит.) А об этой собаке? (Бежит.)

Заикающимся детям в первом квартале доступны не только однословные ответы. Некоторые с первых же занятий могут ответить на вопросы логопеда развернутой фразой.

Но в любом случае необходимо требовать от детей точного ответа на вопрос. Это приучит их строго относиться к отбору слов. Следует поощрять ответы четкие, без излишней многоречивости, не относящиеся к содержанию вопроса. Например: «Как называется эта часть у гриба?» (Это ножка.) А это? (Это шляпка.) Вова расскажет только о цвете шляпки. (Шляпка красного цвета.) А Петя – о форме. (Шляпка круглая.)»

Постепенно логопед включает в занятия упражнения в однословных ответах, характеризующих разные качества предмета. В первом квартале речевые возможности детей еще ограничены и на один вопрос логопеда они могут подбирать только однословные разные ответы. Например, на вопрос «Какой мячик?» один ребенок отвечает «Круглый», другой – «Большой», третий – «Разноцветный», четвертый – «Резиновый» и т. д. Отвечая на такие вопросы, дети учатся подбирать слова, используя свой активный словарный запас. Логопед мягко оценивает ответы детей, говорит, удачно подобрано слово или не очень, или совсем не подходит.

Таким образом, упражняясь в выборе слов, дети одновременно учатся правильно употреблять их по смыслу. Постепенно все дети в группе начинают отвечать на вопросы элементарной фразой. Одни делают это легко, другие нуждаются в специальном обучении. При переходе к упражнению дошкольников в фразовых ответах первое время можно использовать короткие фразы, которые формулируются самим ребенком из отдельных однословных ответов.

Позже дети упражняются в умении называть в фразе сразу два качества предмета: «Круглый шар синего цвета», «Шар круглой формы и синего цвета» или более кратко «Синий круглый шар».

Зная речевые возможности каждого ребенка, логопед может индивидуализировать работу в рамках одного и того же занятия. В то же время дети, которые испытывают трудности в пользовании ситуативной речью, находясь на занятии одновременно с другими детьми, приобретают новый объем пассивной речи. они слушают короткие четкие формулировки вопросов логопеда, точные ответы своих товарищей, накапливают правильные образцы речи.

Переход к упражнениям в самостоятельной речи происходит у этих детей по-разному. Некоторым, например, легче удается ответить, если в вопросе логопеда звучит противопоставление: «Ты наклеиваешь помидор?» (Нет, огурец.) Огурец синий? (Нет, зеленый.) Ты мажешь клеем по красной стороне? (По белой.)» и т. д.

Дети, у которых наблюдаются затруднения в ситуативной речи, медленнее овладевают и фразовыми ответами. Легче всего они формулируют фразы их своих собственных однословных ответов.

См. также: Логопедические занятия с заикающимися. Конспект логопедического занятия. Овощи.

Интересно почитать: Речевые физкультминутки

Упражнения на мышечную релаксацию

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Использование загадок на логопедических занятиях

Навигация

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок