[sape_tizer]

Приемы развития памяти у дошкольников

Приемы развития памятиПриемы развития памяти у дошкольников

В данной статьей подробнее остановлюсь именно на игровых приемах развития памяти у детей с речевыми недостатками.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от детальности восприятия группировки предметов. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в том случае, если из разложить по группам: отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

В 4 – 5-летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение – она приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. Сначала ребенок выделяет только саму задачу – запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять – это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Сравнению запоминания предметного (образного) и словесного материала у дошкольников посвящено исследование Н.А. Корниенко. Детям предлагалось запомнить и затем воспроизвести: в одних случаях – ряд предметов (игрушек), легко разделяемые на смысловые группы, в других – такое же количество слов, имеющих конкретное значение, в третьих – название незнакомых деревьев и кустарников.

Результаты исследования показали следующее:

— во всех возрастных группах наибольшие показатели были получены в опытах с запоминанием предметов;

— второе место заняло запоминание слов конкретного значения;

— запоминание незнакомых названий было наименее продуктивным;

— разница между всеми случаями запоминания с возрастом уменьшалось;

— различия между продуктивностью запоминания разного рода материала в опытах с воспроизведение оказались резко выраженными по сравнению с опытами с узнаванием и вместе с тем существенно сближались между собой.

Благодаря перестройке мнемических  процессов в дошкольном возрасте ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели и стремится их достичь. Этот сложный процесс включает два основных этапа: опознание и выделение мнемической цели и формирование соответствующих им действий и операций.

В 5 – 6-летнем возрасте появляются первые попытки использования некоторых приемов. Дети могут самостоятельно осуществлять, хотя и в простых формах переработку материала. В опытах З.М. Истоминой по ходу упражнений дети использовали в мнемических целях отдельные приемы в виде мыслительных операций.

Изучая процесс освоения группировки как приема логического запоминания, П.И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию мыслительной группировки, дети забывают о том, что надо запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать. Л.М. Житникова отмечает, что уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются сдвиги в запоминании вследствие овладения ими группировкой как познавательным действием. Дети старшего и среднего дошкольного возраста, успешно овладевая классификацией, сознательно используют ее в качестве способа запоминания.

З.М. Истомина, К.М. Мальцева, В.И. Самохвалова исследовали вопрос о возможности формирования в раннем дошкольном возрасте такого приема запоминания, как смысловое соотнесение. В его процессе более глубоко анализируется материал, обнаруживаются сходные черты, устанавливаются различия, осуществляются обобщения. Продуктивность запоминания слов при помощи картинок увеличилась по сравнению с исходными данными на 150 – 200 процентов.

В исследовании также выявилось, что для использования в мнемических целях усвоенного интеллектуального действия (в данном случае соотнесение слов с картинками) дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями. Первые идут от того, что нужно запомнить, к опоре запоминания, вторые, наоборот – от опоры к тому, что требуется воспроизвести.

Исследованиями многих авторов подтверждено, что качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем дошкольном возрасте), но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения приемам запоминания. Целесообразно одновременное обучение детей различным приемам запоминания, так как они опираются на различные мыслительные операции. Существенную роль в повышение продуктивности запоминания играет также самоконтроль. Результаты данных исследований важны в связи с подготовкой дошкольников к обучению в школе. Несомненно и то, что обучение приемам запоминания должно проводиться и с детьми, имеющими нарушения речи.

Исследование развития образной памяти у 5 – 6-летних дошкольников с ОНР III уровня выявило возможности целенаправленного управления их мнемической деятельностью с помощью специальных приемов запоминания. В качестве них был избран метод ассоциаций, в том числе последовательных. Такую работу целесообразно совмещать с этапом автоматизации звуков в словах, предложениях, свободной речи, что позволяет одновременно решать несколько поставленных задач и повышает эффективность логопедической коррекции. Очевидно, что обучение приемам запоминания и автоматизация звуков должны проводиться в игровой форме.

На логопедических занятиях с дошкольниками можно применять следующие дидактические игры для автоматизации звуков и обучения приемам успешного запоминания.

Игры для автоматизации звука Л

Игры для автоматизации звука Р

 

Интересно почитать: Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок