Психофизическое развитие детей раннего возраста (третьего года жизни)
Психофизическое развитие детей раннего возраста
(третьего года жизни)
Общая характеристика психофизического развития детей раннего возраста третьего года жизни: на третьем году жизни укрепляется организм, совершенствуется моторная сфера, много времени ребенок проводит в двигательных действиях. Он интенсивно осваивает прыжки, метание, у него развивается равновесие, ориентация в пространстве. Ребенок свободно бегает, прыгает, самостоятельно поднимается и спускается по лестнице. Малыш начинает гордиться тем, что может определенное время пройти пешком, не проситься на руки, может подождать, пока ему дадут есть или пить.
В этом возрасте ребенок начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пытается ходить на лыжах, овладевает ездой на трехколесном велосипеде, осваивает движения в воде. Ребенок подвижный, оптимистичный, готов осваивать все более широкое пространство, характеризуется высокой потребностью в новых впечатлениях и возросшей самостоятельностью.
Ребенок осознает разницу между живым и неживым, дифференцирует родных, близких, знакомых и незнакомых людей, по-разному к ним относится. Осознает себя как отдельного человека, который имеет свои желания и потребности. Следствием этого являются проявления упрямства, негативизма, протестов против попыток взрослого ограничить его самостоятельность (капризничает, плачет, кричит, настаивает на своем, демонстрируя другим свое «Я») и стремится достичь своих целей собственными силами. Ребенок способен сопротивляться тому, кто его оскорбляет, отбирает игрушку. Охотно играет не только со взрослыми, но и со сверстниками, делится с ними игрушками по собственному желанию.
Ребенок чувствителен к одобрению, нежности, запретам и наказаниям взрослых; может испытывать чувство стыда в случаях, когда его действия не оправдывают ожиданий взрослого или не одобряются им. Действует под влиянием чувств и желаний, определяющий характер поведения. Внимание ребенка легко привлечь и переключить на что-то другое. Эмоции и формы их проявления становятся более разнообразными: ребенок удивляется, радуется, обижается, боится, завидует, ревнует, жалеет и т.д. Ребенок стремится действовать с предметами ближайшего окружения: конструировать, знакомиться с размером, формой, цветом, особенностями материала и др. Развитие целенаправленных движений обеспечивает возможность играть с моторными игрушками: перевозить грузы, строить здания из строительного материала, орудовать лопаткой в песочнике, координировано работать двумя руками, складывая кубики, пирамидку, мозаику. Происходит активное формирование предметных действий, ребенок учится есть ложкой и вилкой, расчесывается, умывается, пользуется полотенцем, моет себя губкой; постепенно расстегивает и застегивает пуговицы, умеет зашнуровывать ботинки, самостоятельно одевается и раздевается, выполняет поручения взрослого: поставить стул, сложить игрушки и вещи, убрать со стола. Развитие мелкой моторики дает возможность ребенку работать с ножницами, глиной, пластилином, рисовать карандашом, кистью.
Ознакомление с окружающим миром приобретает ярко выраженный познавательный характер. Ребенок использует действия по назначению: знакомится со свойствами воды, песка, глины и соответственно использует их (перемешивает, лепит, переливает, насыпает). Подражая действиям взрослого, ребенок трудится вместе с ним (метет, копает, переливает, собирает урожай ягод, овощей, фруктов, семян), в игре использует игрушки по назначению, берет на себя выполнение простых ролей. Ребенок устанавливает связь между предметом и его заменителем, при чтении взрослым сказок и рассматривании картинок начинает представлять определенные предметы, объекты, явления, действия. Сочиняет собственные рассказы и пересказывает коротенькие сказки, которые читали или рассказывали взрослые.
Словарь трехлетнего ребенка составляет более 1000 слов. Общение становится для него способом связи с другими людьми и способом выражения своих эмоций впечатлений, сообщения другим определенной информации. Малыш строит рассказы в 4 – 5 предложений. Его вещание становится сложнее и грамотнее. Формируется обобщения, благодаря которым ребенок по-другому воспринимает окружающий мир. Это ведет к началу новой сложной логической перестройки информационного материала.
Особенности физического развития детей третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
— проявляет интерес к здоровому образу жизни взрослых;
— находится преимущественно в хорошем настроении, редко плачет, капризничает, нервничает; может занимать себя в течение значительного времени;
— может сообщить взрослому о недомоганиях, показать место где болит;
спокойно засыпает, спит и просыпается (днем и ночью);
— положительно относится к закаливанию и большинству гигиенических процедур, осознает их значимость для здоровья;
— культурно ведет себя во время еды; пытается быть самостоятельным и аккуратным;
— владеет основными движениями (ходьбой, бегом, умением держать равновесие, ползаньем, лазаньем, катанием, метанием, прыжками);
— ориентируется в элементарных правилах безопасного поведения; время от времени проявляет простейшие формы осторожности; гордится своим умением.
Второе полугодие третьего года жизни:
— имеет представление о здоровом образе жизни; испытывает радость от собственного мышечного напряжения, своей подвижности, ловкости, хорошего самочувствия;
— выполняет различные общеразвивающие упражнения, участвует в игровых упражнениях и играх, выполняет элементарные спортивные действия;
— знает свою половую принадлежность;
— выполняет элементарные гигиенические процедуры (чистит зубы, расчесывается, одевается);
— владеет основными навыками культурного поведения во время еды, ухода за своим телом, внешностью, одеждой, игровым уголком жилья;
— сознательно подражает взрослым в двигательных действиях.
Показатели социально эмоциональное развитие детей третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
— проявляет интерес к жизни и деятельности людей; дифференцирует их по признакам родства, возрасту, половой принадлежности;
— дифференцирует «своих» и «чужих»; ведет себя раскованно в присутствии первых, сдержанно — среди последних;
— может сочувствовать, пожалеть, поделиться, помочь;
— знает элементарные правила, которые регулируют отношения людей; проявляет сознательное послушание; может отказаться от чего-то по просьбе взрослого;
— заявляет о себе окружающим («Я сам»!), добивается расширения своей свободы;
— пытается сопротивляться обидчику;
— владеет простейшими формами культурного общения с окружающими людьми.
Второе полугодие третьего года жизни
— имеет представление о том, что люди отличаются разными характеристиками (ростом, весом, возрастом, половой принадлежностью, качествами, предпочтениями); делает первые обобщения;
— ориентируется в понятиях «свое» и «чужое»;
— выступает инициатором в общении с приятными и знакомыми ему взрослыми и детьми; вносит коррективы в своё поведение в зависимости от того, общается со «своими» или «чужими»;
— оперирует местоимениями «я», «мое», «ты», «мы»; привлекает к себе внимание, самоутверждается;
— ориентируется в понятиях «хорошо» и «плохо»;
— знает основные правила и нормы нравственного поведения; осознает, что некоторые вещи не разрешаются; ребенку можно доказать необходимость отказаться от чего-то; способен подождать некоторое время;
— там, где возможно, обходится собственными силами; ведет себя самостоятельно; обращается за помощью в случае необходимости; делает элементарный выбор, принимает самые простые решения, пробует самоопределяться;
— эмоционально восприимчив; переживает успех — неуспех деятельности; сдерживается от проявлений негативного поведения в присутствии посторонних, осуществляет элементарный контроль;
— появляется новая форма коммуникативных действий: ребенок в ходе совместной предметной деятельности и игры проявляет свое отношение к взрослым и сверстникам, демонстрирует свои умения, побуждает к соответствующим действиям.
Развитие познавательных способностей детей третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
— с интересом наблюдает за предметами, объектами природы, людьми, за собой в зеркале; сравнивает их между собой;
— воспринимая объекты окружающей среды, лучше, чем раньше, их дифференцирует: распознает по форме, размеру, цвету, фактуре, количественным составом, местом нахождения в пространстве;
— размышляя про себя, фиксирует внимание на единичных свойствах объекта окружающей среды;
— ориентируется во времени (настоящем, прошлом);
— использует по назначению знакомые предметы, вещи, орудия, материалы; использует их как заменители других;
— охотно занимается предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельностью;
— копирует, воспроизводит увиденное или услышанное ранее; различает реальное и изображенное на иллюстрации; составляет собственные сказки и рассказы.
Второе полугодие третьего года жизни
— знакомится с окружающей средой;
— различает цвета, тихие звуки, мелкие детали; поет разными голосами — от высокого до низкого;
— различает предметы по форме, размеру, фактуре, количественным характеристикам;
— на расстоянии правильно распознает величину предметов;
— одновременно видит, слышит, воспринимает прикосновением, называет предмет (объект, вещь; человека);
— ребенок лучше, чем раньше, ориентируется во времени (настоящем, прошлом, будущем); может вспомнить кое-что из того, что с ним произошло «давно»;
— фантазирует, составляет собственные рассказы, занимается словотворчеством;
— появляется большое количество вопросов, на которые ребенок хочет получить ответ.
Особенности речевого развития детей третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни:
— звукопроизношение становится более четким; владеет большинством звуков родного языка;
— ребенок начинает осознавать недостатки своего звукопроизношения;
— пассивный словарь, по-прежнему преобладает над активным;
— интенсивность использования слов в диалогической речи возрастает;
— речь приобретает связность; структура речи приближается к речи взрослого;
— ребенок еще неточно использует правила грамматики, заменяет их собственными;
— возрастает чувствительность к социальному содержанию речи;
— пытается установить элементарные причинно-следственные связи между предметами и действиями с ними;
— обращения к партнерам-сверстникам ситуативные, однако, различные по содержанию, форме, мотивам.
Второе полугодие третьего года жизни:
— произносит сложные по артикуляции звуки; правильное звукопроизношение сочетается в речи с искаженным;
— задает взрослым много разнообразных вопросов;
— основная форма речи — диалогическая; пробует себя в монологической речи;
— словарь пополняется словами-обобщениями и словами, связанными с новыми видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, литературной, театральной и игровой);
— самостоятельно вносит коррективы в неточное использование правил грамматики, строение предложений;
— культура поведения в общении определяется расположением ребенка к партнеру.
Художественно-эстетическое развитие детей третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни
В изобразительном искусстве:
— знает и называет основные цвета палитры, выбирает их в соответствии с замыслом, предпочтением, узнает, эмоционально реагирует на предметные и ассоциативные образы; имеет элементарные навыки лепки;
— воспринимает и эмоционально откликается на художественные произведения, контрастные цвета, формы, фактуры, получает удовольствие от общения с ними; владеет навыками пальчикового рисования, творческими инструментами и материалами; самостоятельно ищет способы применения художественного материала и инструментов; использует знания о форме, размере, цвете в процессе конструирования; имеет представление о аппликационных приёмах работы.
В музыкальном:
— получает эмоциональное удовольствие от слушания и звучания музыкальных произведений, положительно реагирует на них, понимает их смысл, настроение; отличает контрастное звучание музыкальных произведений; знает несколько песен, напевает за взрослым;
— импровизирует с танцевальными движениями под музыкальное сопровождение самостоятельно и в группе детей; стремится к ознакомлению с музыкальными инструментами и самостоятельной игре на них.
В литературном:
— эмоционально воспринимает и слушает интонацию голоса, слова, рассказы и выражает собственное отношение к литературным произведениям, их персонажам; декламирует коротенькие стихи, поговорки, потешки, загадки; внимательно рассматривает иллюстрации, узнает и сравнивает героев литературных произведений; стремится к коллективному рассматриванию картинок — с удовольствием показывает их окружающим; повторяет за взрослым слова, различает характерную тональность голоса при чтении; самостоятельно комментирует события в произведениях, «читает» сказки; высказывает собственное суждение о содержании литературного произведения.
В театральном:
— активно воспринимает и эмоционально откликается на театральное представление; выполняет образные танцевальные движения и узнает мелодии, подражает интонации, жестам, мимике персонажей театральных представлений; определенным образом относится к персонажам театральной постановки; имеет свои предпочтения: пытается принять посильное участие в театральных действиях.
Второе полугодие третьего года жизни
В изобразительном искусстве:
— рисует, лепит, конструирует, различает, называет и целесообразно использует основные цвета и их оттенки; умеет размещать формы на плоскости, чередовать их по цвету и величине; может изображать, ориентируясь на образец взрослого; изображение становится все больше похожим на реальный объект; с уважением относится к собственным и чужим художественным работам; готовит художественные подарки своим родным, близким; украшает дом произведениями искусства (народная игрушка, фотография, салфетка т.д.) и своими собственными (веночек, бусы, пояс, искусственные цветы и т.д.).
В музыкальном:
— охотно слушает музыкальные произведения в исполнении взрослых и детей; воспринимает разнообразные по жанру, характеру, ритму произведения; ребенок чувствителен к мелодичной музыке; способен к элементарной импровизации; начинает петь, хорошо двигается под музыку (использует различные танцевальные движения), знает и отличает звучания некоторых детских музыкальных инструментов.
В литературном:
— положительно реагирует на чтение знакомых и новых детских книжек; добивается точности воспроизведения текста произведения взрослых; выражает свое отношение к персонажам сказок, стихов, рассказов; комментирует события, изображенные на иллюстрациях знакомых произведений; адекватно реагирует на изменения в громкости, тональности, тембре голоса взрослого при чтении различных эпизодов произведения; составляет собственные небольшие сказки, стихи, рассказы; понимает юмор, пытается смешить других, прибегая к «словесной путанице»; знает, декламирует несколько стихов, слов песен.
В театральном:
— радостно реагирует на театральное зрелище; различает разные виды театра, имеет среди них любимые; адекватно реагирует на поступки разных персонажей, сопровождает их соответствующими словами, движениями, жестами, действиями; высказывает собственное мнение о персонажах театральной постановки; дает ответы на поставленные вопросы, комментирует их и импровизирует в театральных действиях; самостоятельно и со сверстниками играет в настольном театре.
Показатели экологического развития ребенка третьего года жизни
Первое полугодие третьего года жизни
Природные условия:
— знает свойства воды песка, камней почвы.
Растительный мир:
— распознает деревья (ель, береза), цветы — по цвету, фрукты и овощи — по цвету, форме, на ощупь, на вкус;
— различает части растения (ствол, листья, цветы), знает, что растениям нужна вода, их поливают; под наблюдением взрослого самостоятельно поливает комнатные цветы;
— радуется ярким изменениям в жизни цветов — цветению; знает, что за растениями необходим уход, осторожно обследуют и без разрешения взрослых не касается незнакомых.
Животный мир:
— знает характерные признаки животных, особенности их строения; различает и правильно называет взрослых животных и их детенышей; звукоподражает и имитирует выразительные движения животных; знает, что животных нужно кормить, поить;
— рад встрече с животным, спокойно ведет себя рядом с ними, ласково обращается к ним; помогает взрослому кормить животных;
— знает, что игрушечное животное не ест, не пьет, его можно брать на руки, играть, а с живым нельзя.
Второе полугодие третьего года жизни
Природные условия:
— знает внешние признаки и характерные свойства компонентов природы (песка, воды, почвы снега, камней);
— различает четыре контрастные состояния погоды: светит солнце, облака на небе закрыли солнце, идет дождь (падает снег), дует ветер; соотносит состояние погоды с рисунком в календаре-игрушке «Какая сегодня погода»; понимает элементарные причинно-следственные связи между состоянием погоды и поведением людей, играми детей.
Растительный мир:
— определяет и называет характерные внешние признаки деревьев, комнатных декоративных и дикорастущих растений;
— определяет наземные части растений: ствол (стебель), листья, цветок;
— знает, что растения растут в почве, их нужно поливать; умеет самостоятельно полить комнатный цветок под наблюдением взрослого; знает, что цветы украшают комнату; радуется им, дружелюбно относится;
— придерживается правил безопасного общения с растениями.
Животный мир:
— знает домашних и диких животных (собака, кошка, коза, корова, лошадь, гусь, утка, петух, курица, рыбка; заяц, лисица, волк, грач, синица, бабочка, жук), их характерные внешние признаки, действия, место жительства;
— находит общее во внешнем строении животных (у грача, синички есть клюв, крылья; у козы и коровы — рога); в движениях и действиях (собака, кошка пьет воду, молоко; гусь и утка плавают по воде); знает и правильно называет детенышей домашних животных;
— подражает звукам животных и имитирует их движения (прыгает, клюет, летает, плавает);
— знает, что касаться животных можно только с разрешения взрослого.
См. также: Особенности развития личности ребёнка
Психофизическое развитие детей раннего возраста (второго года жизни)
Психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Навигация
Предыдущая статья: ← Психофизическое развитие детей раннего возраста (второго года жизни)
Следующая статья: Речевые физкультминутки →
- В помощь логопеду
- В помощь родителям
- Виды речевых нарушений
- Гимнастика артикуляционная
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика пальчиковая
- Детский аутизм
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Занятия для самых маленьких
- Занятия на тему ВРЕМЕНА ГОДА
- Занятия на тему ГРИБЫ
- Занятия на тему МЕБЕЛЬ
- Занятия на тему ОДЕЖДА
- Занятия на тему ПОСУДА
- Занятия на тему ТРАНСПОРТ
- Занятия на темы ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ
- Занятия на темы ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ОВОЩИ
- Занятия по автоматизации звуков
- Занятия по дифференциации звуков
- Занятия по постановке звуков
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логопедические игры-сказки
- Развитие воображения ребенка
- Развитие логического мышления
- Развитие памяти и внимания ребенка
- Скачать материал
- Физкультминутки
- Апрель 2018 (1)
- Март 2018 (3)
- Февраль 2018 (2)
- Июнь 2017 (2)
- Февраль 2017 (9)
- Январь 2017 (1)
- Август 2016 (2)
- Апрель 2015 (9)
- Март 2015 (6)
- Февраль 2015 (20)
- Январь 2015 (29)
- Декабрь 2014 (25)
- Ноябрь 2014 (33)
- Октябрь 2014 (36)
- Сентябрь 2014 (31)
- Август 2014 (46)
- Июль 2014 (34)
- Июнь 2014 (30)
- Май 2014 (11)
- Апрель 2014 (15)
- Март 2014 (24)
- Февраль 2014 (36)
- Январь 2014 (46)
Моей малышке еще 5 месяцев, а я все равно читаю все заранее. Каждый день интересно наблюдать за детьми, каждый день что-то новенькое, чем старше, тем еще больше интересней и сложнее. Да, вы правы во всем
Здравствуйте Наталья! Моей доченьке 7 месяцев. В написании статей на своем сайте я больше ориентируюсь на научной литературу. Однако, наблюдая за своим чадом, также всё больше убеждаюсь в правоте своих теоретических знаний. Спасибо за комментарий.