Психофизическое развитие детей раннего возраста (второго года жизни)

 Психофизическое развитие детей раннего возраста Психофизическое развитие детей раннего возраста 

(второго года жизни)

 Общая характеристика психофизического развития детей раннего возраста второго года жизни: второй год жизни является периодом значительных изменений в жизни маленького ребенка и характеризуется, в первую очередь, высокой степенью подвижности ребенка. Основным достоянием является овладение ходьбой и увеличения ее скорости.

Во время ходьбы постепенно развивается устойчивость положения, способность удерживать равновесие. Возникают предпосылки для начала бега или прыжков. Двухлетний ребенок реже болеет, находится в хорошем настроении, спокойно играет в течение длительного времени. Спит днем один раз в течение 3 часов. Не просится на руки. Ждет, пока придут ему на помощь. Ребенок охотно ест разные блюда, имеет среди них любимые. Ест самостоятельно, пользуется салфеткой, самостоятельно встает из-за стола и благодарит после еды. Ребенок стремится иметь опрятный внешний вид.

Усовершенствуются формы общения со взрослыми, которые начинают превращаться в наставника. Малыш понимает речь взрослых, адекватно реагирует на запрет, просьбу, поручение. Ребенок овладевает навыками социального поведения, осваивает элементарные моральные нормы и правила (можно, нельзя, хорошо, плохо), начинает различать вещи по принадлежности разным членам семьи (бабушкины очки, мамина сумка), появляется желание выполнять просьбы взрослых (принеси, убери, пожалей. Определяется стремление все делать самостоятельно.

Ребенок начинает дифференцировать правила обращения с родными и чужими людьми, с взрослыми и сверстниками. Растет интерес к сверстникам: ребенок начинает подражать действиям сверстников и демонстрировать им свои умения. У отдельных детей наблюдаются проявления физической агрессии: кусает, бьет, тянет за волосы сверстников. Поэтому особенностью двухлетнего ребенка является неспособность определять собственные возможности и прогнозировать последствия поступков.

Малыш охотно знакомится со своим «Я»: рассматривает свое лицо, тело, прическу, одежду; по-разному реагирует на ласкательное и сдержанное обращение взрослого. По внешним признакам ребенок различает свою половую принадлежность, идентифицирует себя с представителями своего пола, отличает от представителей противоположного. Ребенок имеет высокую эмоциональную уязвимость, чувствительность к отношению окружающих.

У ребенка второго года жизни разнообразен характер игры: игры-исследования, игра-конструирование, ролевые игры. Обогащается индивидуальный опыт. Ребенок учится соотносить действия, подбирать и объединять предметы согласно форме, размеру, цвету; определяет им определенное положение в пространстве. Малыш усваивает представление о 3 – 4 формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 3 – 4 цветах (красный, желтый, синий, зеленый). Ребенок не только замечает представление связей между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые отношения между ними, учитывать их в своих действиях. Основным видом мышления в этот период является наглядно-действенное: направляя свои попытки на достижение цели, ребенок решает различные практические задачи. Так, научившись придвигать к себе предмет с помощью палки, ребенок использует с этой целью любой длинный предмет (линейку или зонтик).

Постепенно малыш начинает представлять, каким должен быть результат того или иного действия, и все чаще вместо того, чтобы осуществлять реальные действия, выполняет их мысленно, представляя возможные действия и их результаты. Возникают отдельные элементы наглядно-образного мышления. Слушая рассказы взрослого, ребенок представляет людей, ситуации, события; в играх воспроизводит знакомые действия и ситуации; в рисунках узнает знакомые объекты. Малыш запоминает значительное количество названий, действий; лучше вспоминает то, что раньше видел сам, слышал, делал, и с чем были связаны его приятные переживания. Активно пользуется эмоциями, жестами в процессе общения. Словарный запас достигает от 40 до 300 слов и обогащается именами людей, названиями объектов, действий, состояний, процессов, однако произношение звуков остается несовершенное. Ребенок активно общается со взрослыми, со своими игрушками, домашними животными (кошкой, собакой, попугаем. Двухлетний ребенок знает, что слова, которыми обозначаются знакомые ему предметы, касаются тех же предметов на рисунках, а усвоение ребенком названия предмета происходит при активной самостоятельной деятельности с ним. Ребенок с интересом рассматривает книжки и слушает чтение художественных произведений, рассказы взрослого, узнает литературных героев. Ребенок пользуется диалогической формой ситуативного общения, задает много вопросов взрослому. Общение приобретает связный характер, единицей вещание становится не слово, а предложение. Предполагается большое количество грамматических ошибок.

Особенности физического развития детей второго года жизни

Первое полугодие второго года жизни:

— ребенок чувствует себя здоровым, редко болеет, ест с аппетитом, спокойно спит и просыпается, уравновешенный, подвижный, активный в действиях, улыбающийся, редко плачет;

— обладает надлежащими моторными умениями и навыками: ходит, удерживает равновесие;

— пытается культурно употреблять пищу и вести себя за столом;

— с радостью воспринимает приятные и терпеливо — неприятные гигиенические процедуры;

— делает попытки самостоятельно справлять малую нужду, пользуясь горшком;

— смущается, когда мочит штанишки; сообщает об этом взрослому; просит его переодеть;

— избегает контактов с предметами, которые вызвали боль, напугали, привели к порезам, ожогам, травмам.

Второе полугодие второго года жизни:

— как правило, чувствует себя здоровым; сообщает взрослому о плохом самочувствии, ждет от него помощи;

— ловко: владеет основными движениями, активно участвует в игровых упражнениях и подвижных играх;

— имеет любимые блюда, пользуется салфеткой, сам ест;

— предпочитает быть в чистом, старается выглядеть опрятно; пользуется мылом, полотенцем, гребешком; пытается устранить признаки загрязнения;

— как правило, не мочит штанишки, гордится этим;

— избегает вещей, опыт взаимодействия с которыми в прошлом был связан с негативными переживаниями;

— имеет представления о собственных возможностях в передвижении, выполнении двигательных действий и предметной деятельности.

Показатели социально эмоциональное развитие детей второго года жизни

Первое полугодие второго года жизни:

— хорошо ориентируется в ближайшей окружающей среде;

— активно подражает действиям взрослых;

— начинает присматриваться к посторонним людям (внешности, поведения, деятельности), расспрашивает о них у родителей и педагогов;

— проявляет интерес к другим детям, прибегает к кратковременным физическим контактам с ними в присутствии родителей;

— внимательно всматривается в свое изображение в зеркале, идентифицирует его с собой;

— радуется достижению положительных результатов;

— адекватно реагирует на обращение родного взрослого.

Второе полугодие второго года жизни:

— в течение длительного времени наблюдает за действиями родных, знакомых, чужих людей;

— сформирована схема поведения родных и близких взрослых; с ней связывает свои ожидания;

— по собственному желанию выбирает объект для подражания; выразительными становятся вкусы и предпочтения в выборе партнера по общению;

— осознает свою обособленность от взрослого, отличие, возросшую способность многое делать самостоятельно;

— знает свою половую принадлежность, радуется ей, может по внешним признакам отличить себя от представителя другого пола;

— описывает действия, которые выполняет; использует местоимения «я», «мое», «ты»;

— в основном поведение определяется позитивными и негативными эмоциями; все сильнее заявляет о себе эмоция успеха-неуспеха; появляются моральные чувства (сострадание, гордость);

— по просьбе родителей на короткое время делится игрушкой с другим ребенком; совместная игра со сверстниками кратковременная;

— ищет поддержки у взрослого, если что-то отобрали или оскорбили;

— вводит в игру вместо себя игрушку.

Развитие познавательных способностей детей второго года жизни

Первое полугодие второго года жизни:

— интересуется всем происходящим вокруг него на близком расстоянии; проявляет наблюдательность;

— дифференцирует 4 – 5 форм предметов, цветов; ориентируется в количественных характеристиках (много – мало), размере предметов (большой – маленький); сравнивает их между собой; по просьбе взрослого выбирает необходимые предметы;

— владеет различными предметными действиями (возит, катит, строит, чертит, моется, ест, кормит куклу, надевает – снимает некоторые предметы одежды и т.д.);

— дает свойствам, которые воспринимает, определенные названия (треугольник, как домик, вокруг, как мячик; овал, как яичко; зеленый, как травка, и т.п.)

— ориентируется в пространственном размещении предметов, понимает понятие «на», «под», «у»;

— направляет практические действия на достижение результата, радуется ему, стремится повторить удачные попытки;

— использует в предметной деятельности доступны орудия; прибегает к предметам-заменителям;

— вместо выполнения практических действий время от времени решает задачи в воображении;

— отличает реальные вещи от их изображения;

— слушая рассказ или сказку, представляет себе персонажей, ставит на их место родных и знакомых; по просьбе взрослого и самостоятельно может несколько раз повторить одно и то же действие.

Второе полугодие второго года жизни:

— зрительное восприятие отделяется от тактильного и вкусового, начинает доминировать в познавательной деятельности;

— ребенок знает назначение основных предметов быта;

— различает предметы по форме, размеру, количеству, цвету, нахождением в пространстве; знает соответствующие названия, которыми их обозначают; по просьбе взрослого реагирует адекватными действиями;

— сравнивает и группирует предметы по форме, размеру, цвету, количеству;

— исчезает попытка показать рукой знакомые предметы; все чаще называет их словом;

— много экспериментирует, находит новые способы действий со знакомыми предметами в новых ситуациях; обнаруживает элементы творчества;

— подражает взрослым, становится все более избирательным.

— на фотографиях распознает своих и чужих.

Особенности речевого развития детей второго года жизни

Первое полугодие второго года жизни:

— интенсивно растет количество слов, увеличивается словарь облегчающего типа (моня, руця, гений, киса и т.д.);

— устанавливается тесная связь между предметом, явлением, признаком и словом;

— выполняет просьбу, инструкции, поручения от простых до сложных;

— самостоятельное вещание становится основным средством общения;

— подолгу эмоционально разговаривает, зарождаются зачатки осознания правильного произношения звуков.

Второе полугодие второго года жизни:

— понимает смысл слова, фразы;

— активно анализирует речь взрослых, замечая и осуждая искажения;

— интенсивно растет объем словарного запаса;

— появляется грамматическое оформление предложений;

— самостоятельное вещание приобретает статус регулятора поведения ребенка;

— появляются описательные рассказы с эмоциональной окраской.

Художественно-эстетическое развитие детей второго года жизни

Первое полугодие второго года жизни:

В изобразительном искусстве

— проявляет интерес к доступным по содержанию произведениям искусства;

— знает основные цвета;

— эмоционально откликается на различные цвета, формы, фактуру;

— рисует карандашом штрихи, точки, линии, каракули; радуется результатам своих действий.

В музыкальном искусстве

— получает удовольствие от слушания и звучания музыкальных произведений;

— запоминает слова песен, колыбельных; пытается некоторые из них воспроизвести, повторяя за взрослым;

— выполняет танцевальные движения под музыку; реагирует на музыку мимикой, пением, словом.

В литературном искусстве

— прислушивается к тембру голоса, интонации взрослого, когда он читает или что-то рассказывает; повторяет за ним звуки, слова;

— охотно слушает народные сказки, пословицы, поговорки, стишки; сопровождает их эмоциональными жестами, звуками, движениями, мимикой;

— пытается комментировать иллюстрации;

— имеет представление об аккуратном обращении с книгой;

— запоминает коротенькие стихотворные произведения.

В театральном искусстве

— примеряет элементы костюма;

— подражает действиям персонажей;

— положительно относится к театрализованной игре, запоминает простые театрализованные действия.

Второе полугодие второго года жизни:

В изобразительном искусстве

— чувствителен к восприятию произведений искусства, узнает знакомые;

— держит карандаш, хотя пока еще неуверенно, водит им в пределах листа бумаги;

— рисует прямые линии, штрихи, пятнышки;

— проявляет интерес к мелкам, фломастерам, краскам; пытается использовать их в практической деятельности;

— увлеченно рисует на протяжении определенного времени.

В музыкальном искусстве

— охотно слушает веселую, спокойную, нежную музыку;

— распознает характер музыки, адекватно реагирует на нее движениями, подпевает;

— узнает звучание знакомых инструментов;

— пытается играть на различных детских музыкальных инструментах.

В литературном искусстве

— проявляет интерес к книгам, ярким иллюстрациям;

— с удовольствием слушает детские сказки, стишки;

— повторяя за взрослым, проговаривает отдельные слова, короткие предложения;

— узнает на иллюстрациях знакомые объекты окружающей среды, рад этому, пытается комментировать.

В театральном искусстве

— с интересом воспринимает и принимает посильное участие в простых театральных играх, проводимых взрослым;

— сопровождает знакомые театральные игры проговариванием, пропеванием, выразительными жестами, мимикой, криками;

— все больший интерес вызывают театральные атрибуты (рассматривает, примеряет, эмоционально реагирует); возрастает способность к проявлениям самодеятельности элементов творчества;

— обнаруживает элементарные формы бережливости относительно художественных материалов и реквизита; заботы и сострадания в отношении людей и персонажей художественных произведений.

Показатели экологического развития ребенка второго года жизни

Первое полугодие второго года жизни:

Природные условия

— замечает и понимает яркие явления в естественной окружающей среде (солнце светит, дождь идет, снег падает, ветер дует);

— различает по названию компоненты природы (вода, песок, глина, камень), обследует их; понимает назначение воды (мыться, умываться, купаться) и песка (сыпать, пересыпать, насыпать);

— устанавливает элементарные причинно-следственные связи между погодными условиями и личной жизнедеятельностью (дождь идет – нельзя гулять; солнце светит  –  пойдем гулять.

Растительный мир

— знает и различает некоторые группы растений (дерево, цветок, трава; овощи и фрукты, которые потребляет); повторяет за взрослым названия и определенные признаки знакомых растений (красивый цветок, зеленая трава, большой листок);

— правильно держит лейку с водой и совместно со взрослым поливает цветок.

Животный мир

— знает и узнает в естественной окружающей среде (в игрушке, на картинке) собаку, кошку, козу, корову, лошадь, курочку и петушка, голубя; по просьбе взрослого показывает части тела (голова, хвост, ноги, рога); повторяет звуки, произносимые знакомыми животными;

— бросает вместе со взрослым корм для птиц;

— знает, что нельзя без разрешения взрослого касаться животных, хватать их;

— подражая взрослому, радуется общению с природной окружающей средой.

Второе полугодие второго года жизни:

Природные условия

— знает названия и называет природные условия и яркие явления (солнце светит, облако на небе, дождь идет, ветер дует, снег падает); выделяет контрастные особенности воды, песка (вода теплая – холодная, песок сухой – мокрый); по-разному действует с песком и водой;

— устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными условиями и личной жизнедеятельностью (солнце светит – пойдем гулять; дождь идет – гулять не пойдем, прячемся под зонтик).

Растительный мир

— знает и называет отдельные растения (дерево, цветок, трава), некоторые овощи и фрукты (морковь, огурец, лук, яблоко, груша, банан); с помощью взрослого называет их яркие признаки (цвет, размер, местонахождение: на столе, на дереве, на земле); правильно держит лейку с водой, совместно со взрослым поливает растение.

Животный мир

— Знает и различает животных (кошка, собака, корова, коза, лошадь, лиса, заяц, курица и петух, гусь, утка, ворона, голуби) и их определенные действия (стоит, бегает, ест, кричит, летает) и некоторые яркие признаки (гребешок, рога); обследует знакомое животное (вместе со взрослыми поглаживает шерсть от головы к хвосту, прислушивается, всматривается), по просьбе взрослого бросает семена птицам, дает косточку собаке; замечает выразительные движения животных (умывается, бегает); радуется контактам с животными, подражает умению взрослого безопасно вести себя рядом с ними.

См. также: Особенности развития личности ребёнка

Психофизическое развитие детей раннего возраста (третьего года жизни)

Психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок