[sape_tizer]

Работа над изучением и формированием морфемного состава слова у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

речь детей с зпрРабота над изучением и формированием морфемного состава слова у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Нарушения речи у детей с ЗПР носят, как правило, системный характер.
Для их словарного запаса характерны бедность и неточность, которые отражают ограниченность представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности (Е.В. Мальцева, З. Тржесоглава, С.Г. Шевченко). В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Усвоение прилагательных, наречий и других частей речи вызывает определенные трудности.

Исследователи грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, С.В. Зорина, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович и др.) указывают на значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения у детей с ЗПР.

Все эти речевые нарушения серьезно мешают овладению письмом и чтением, а позднее — усвоению грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

В связи с этим одной из задач коррекционной работы на логопедических занятиях становится формирование полноценных обобщений о морфемном составе слова. К восприятию темы «Родственные слова» учащиеся 3 класса подготовлены работой с подбором «слов-родственников», которая проводится в 1 и 2 классах с ориентацией на их смысловую близость. В 3 классе слова определяются как родственные уже с учетом двух признаков: близости по смыслу и наличия общей части (корня). Эта тема изучается по 6 класс включительно.

Обучение подбору родственных слов происходит с помощью:

—      подбора по образцу («спать» — «спящий», «сидеть» — …);

—      грамматических вопросов («обед», «что делать?» —…, «какой?» — …);

—      смысловых вопросов («Как называется большой куст? А как маленький?»);

—      предложенных приставок или суффиксов.

Терминология на этом этапе не дается. В 5 — 6 классах работа по формированию обобщений о морфемном составе слова продолжается на более сложном речевом материале. Для лучшего освоения темы материал целесообразно компоновать таким образом, чтобы учащиеся работали с одним гнездом слов на протяжении всего занятия.

Примерный дидактический материал по теме «Родственные слова»

Главная часть слова — корень. Он передает основной смысл слова. И даже не одного слова, а многих, и все эти многие слова с одним корнем называются родственны ми. Сколько бывает родственных слов? У большинства корней их по нескольку десятков, а у корня «вод» (водить) их больше ста.

У некоторых слов родственные слова прибавляются. Например, у слова «земля» не так давно появились новые «родственники»: «приземлиться», «приземлить». А у других слов, например, некоторые «родственники» стали такими старыми, что их все меньше употребляют в речи, и значение многих из них делается не вполне понятным, как в одной сказке.

Корень «дом»

«Жили-были старик со старухой. От своих соседей они отличались домовитостью. А дед еще был и большой домосед. Не было у старика со старухой детей. Зато был полон дом доморостков и доморощенок, был и домовик. И вот решили они взять себе в дом малого бездомку. Как решили — так и сделали. Время пролетело быстро. Вырос он ладным да домовиты м, занимался домостроительством. Стал их дом еще краше, да и домовику привольно жилось.

Все бы хорошо, да повадился к ним домушник. Еле-еле от него отбились.

Пришло время, и бывший бездомка женился и стал домиться. Хорошая девушка ему в жены досталась. Было у них трое детей, и в страдную пору брали они себе домовницу. А старик со старухой пока в силе были, им во всем помогали. И были они всем примером домостроительства».

Гнездо однокоренных слов

Дом, домик, домок, домочек, домишко, домишечко, домина, домище, домашний, домовитый, домовладелец, домовладение, домовничать, домовой, домовый, доморощенный, домосед, домостроение, домотканый, домоуправление, домохозяин, домочадцы, домработница.

Пословицы и поговорки

Дом хорош, да хозяин не гож.

Хорош город домами, да плох головами.

На чужбинке, словно в домовинке.

Домашние мысли в дорогу не годятся.

Не наряд жену красит, а домостройство. Загадка

Дом шумит, хозяева молчат: пришли люди, хозяев забрали. Дом в окошки ушел? (Вода, рыба, сеть.)

Игры и упражнения

  1. Прочитайте слова. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень. Поставьте в словах ударение.

Домашний, домовитый, доменщик, домовой, домина, домовничать, домогаться, домрист, домовладение.

  1. К выделенному слову подберите похожие по смыслу слова. Выделите корень.

«Дом» — (домчаться, домишко, домосед, домино, домовитый, домостроение, домкрат).

  1. Вместо точек вставьте выделенное слово. Прочитайте получившиеся слова. Спишите их, выделите корень.

«Дом» — …ик, …овый, …овой, …осед, .ище, .ок, .очек, без. ный.

  1. Прослушайте стихотворную сказку. Выпишите из нее родственные слова. Выделите корень.

Жил да был веселый гном, Он в лесу построил дом. Рядом жил поменьше гномик, Под кустом он сделал домик. Самый маленький гномишко Под грибом сложил домишко. Старый мудрый гном-гномище Выстроил большой домище, Был он стар и был он сед И большой был домосед. А за печкой за трубой Жил у гнома домовой.

Очень строгий, деловитый, Аккуратный, домовитый, Мох, калину, зверобой — Все из леса нес домой. Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас домашний. Вечером привык встречаться Гном с любимым домочадцем — Вместе посмотреть кино, Поиграть с ним в домино. Каждый день соседи-гномы Навещали деда дома, Всех встречал радушно гном, Все любили этот дом.

  1. Восстановите текст, используя слова с одним и тем же корнем.

«В одном сказочном городе было много огромных . и маленьких . . В каждом из них был свой . . По ночам они собирались все вместе, пили . квас и устраивали игры на … чердаках. .не могли уснуть и бранили .».

  1. Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор:

домашний, доменщик, домовитый;

доменный, домкрат, домовый.

  1. От слова «дом» образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов, другие предметы, действия. Составьте с ними предложения.
  2. Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными? Подберите к первому слову каждой пары родственные слова, напишите их, обозначьте корень. Составьте предложения.

Домочадец — доменщик.

Домотканый — придомкраченный.

Корень «лес»

Гнездо однокоренных слов

Лес, лесной, лесина, лесистый, лесник, лесничество, лесничий, лесовод, лесоводство, лесовоз, лесозавод, лесозаводский, лесозаготовки, лесозаготовительный, лесозаготовитель, лесозащитный, лесонасаждение, лесопарк, лесопилка, лесопильный, лесопильная, лесополоса, лесопосадочный, лесопромышленник, лесоразработки, лесоруб, лесосека, лесосплав, лесостепь, лесотундра .

Пословицы и поговорки

Кто в лес, кто по дрова.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Лес рубят — щепки летят.

Загадка

Весной одевается,

Осенью раздевается. (Лес.)

Игры и упражнения

  1. Прослушайте текст. Вспомните и назовите родственные слова, имеющие один корень (два корня).

«Собрались однажды вместе лесник, лесничий, лесовод и задумались: почему у нас год от года лесные пожары все чаще случаются, лес бездумно вырубается и все меньше лесополос насаживается. И решили они посоветоваться с лесопромышленником, лесозаготовителем и лесорубом. Отправились к ним на собрание работники лесопромышленности. Пришли. А там решают, сколько лесоразработок освоить, лесосек выделить, лесопилен поставить, лесовозов закупить, но и речи нет о том, как лесопосадочный материал вырастить, да качества лесины добиться.

Огорчились лесник, лесничий и лесовод. И стали просить их о том, чтобы в лесах наших лесогубительством не занимались, а больше думали о лесозащите и лесонасаждениях».

  1. Игра «Четвертым лишний».

Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор:

лесник, лесистый, лестница, лесничий.

  1. Напишите имена существительные с корнем «лес» в порядке значений:
    • служащий лесничества или заведующий им;
    • полоса лесных насаждений;
    • судно для перевозки леса;
    • наука о лесном хозяйстве;
    • сказочный житель леса;
    • лесной сторож;
    • участок для вырубки леса.

Слова для справок: лесник, лесополоса, лесничий, лесовоз, лесосека, лесоводство, лесовик.

  1. Подберите и напишите однокоренные слова с корнем «лес». Выделите его:

завод по обработке лесных материалов человек, занимающийся лес заготовкой леса пригородный лес учреждение, ведающее участком леса

  1. Рассмотрите схему образования однокоренных слов.

лесина лесник лесничий лес лесистый

лесничество лесной перелесок

Напишите однокоренные слова в тетрадь. Обозначьте точкой безударную гласную в корне, которую необходимо проверить. Разберите слова по составу. Подчеркните ту часть слова, с помощью которой это слово образовано.

  1. Объясните значение корня и выберите проверочное слово:

ле/исничий (лис, лес);

ле/исовик (лес, лис);

ле/исенок (лис, лес).

  1. Прочитайте слова. Обозначьте корень. Проверьте правильность написания безударных гласных в корнях этих слов. Напишите слова правильно, подбирая проверочные слова.

Ли(е)совоз, ле(и)соруб, ли(е)систый, ли(е)сосека, ле(и)сник.

  1. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог:

лесовик, лесоруб, лесоводство, подлесок, лесничество, лесоразработки, лесопилка.

Начертите схемы слов. Впишите гласные. Обозначьте ударную гласную («е», «о», «и»).

  1. Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное ответу. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение.

Кто занимается рубкой леса?

Кто занимается заготовкой леса?

Как называется автомобиль для перевозки леса?

Кто является специалистом по лесоводству?

Кто заведует лесничеством?

Как называется учреждение, ведающее участком леса?

Кто сторожит лес?

  1. Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах.

Образец: лесная ягода — ягода леса.

лесной край — …;

лесной зверь — …;

лесистая местность — .;

лесное озеро — .;

лесная сторожка — .;

лесные цветы —.

Интересно почитать: Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Профилактика и коррекция дисграфии у школьников

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи через игру

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок