Ранее развитие детей дошкольного возраста

Ранее развитие детей дошкольного возрастаРанее развитие детей дошкольного возраста

«Просто любить…»

Ранее развитие детей: дань моде или необходимость?

Спасибо информационному веку нанотехнологий и бешенного прогресса – только ленивый не слышал про ранее обучение и развитие ребенка. Аргументы в пользу обучения ребенка математике, чтению и письму чуть не с рождения приводят самые разные: чтобы малыш стал успешным взрослым, был не хуже других, а может, и лучше, что с 0 до 3 лучше усваивается информация… О том, почему же психологи не на шутку обеспокоены растущими проблемами маленьких учеников я хотела бы поведать вам в настоящей статье.

И чем же чревато ранее обучение детей? Дело в том, что родители не могут рассчитать свои силы и силы ребенка. В школе и институте быть мамами и папами никто не учит. Родительский опыт не велик – ну что такое год-два-три? Оттого и кажется родителям, что действуют они во благо, а получают колоссальное перенапряжение нервной системы ребенка. Несмотря на то что до трех лет ребенок усваивает столько информации, сколько за всю последующую жизнь, его возможности небезграничны. Малыш будет испытывать дискомфорт, но ему сложно показать, что ему не нравится. Что родители получают в итоге? Капризы, истерики, ночные слезы и недержания. Взрослым кажется, что сын или дочь всего-навсего ленится, упрямится, не хочет трудиться. А это растущий организм кричит изо всех сил: «Я не хочу этого, мне плохо». Причем все эти непонятные реакции «выстреливают» не сразу.

У детей постарше проще объяснить поведение: получил тройку в школе – расстроился, переживает. Родителям малышей сложно связать события в цепочку «причина-следствие». Сегодня случилась истерика: сын упал на пол, бил руками и ногами и кричал. Хотя накануне все было замечательно. И два дня назад все было неплохо. Объяснение такое: дети могут накапливать свое нервное напряжение, выходящее наружу в самый неожиданный момент в виде непонятных реакций. В зависимости от темперамента – флегматик способен терпеть очень долго, холерик быстро «взорвется»  – нервная система будет пытаться выдержать напор информации некоторое время. Но предел есть у всех.

Часто родители не знают меры. Меня пугают такие рассказы: «Ой, наша Маша в два года все буковки знает, складывает в слова. Мы так обрадовались! Купили разрезанную азбуку, кубики с буквами приобрели, магнитный алфавит на холодильник налепили, слоги на карточках по дому развесили». Отлично! Теперь представьте: вам неожиданно понравилось вязание. Разложите по всему дому спицы, клубки и схемы и составьте расписание: сегодня шарфик связать, завтра – кофточку, послезавтра – тапочки с зайчиком. Не перебор?

Надо идти от ребенка: куда он тянется, ту информацию и давать. Нравится книжка? Открыли, почитали, посмотрели, назвали героев. Не надо ждать, что он с ней будет заниматься час. Посидел пять минут – уже хорошо. Малыш до трех лет по психическому развитию и здоровью не способен надолго сосредоточиться на одном предмете. Игры в духе «собери домик, рядом гараж и уложи куклу после путешествия спать» не подходят маленькому, слишком рано, все обыгрывания ситуаций (ролевые игры) открываются ребенку после трех лет.

Так что же делать с нуля до трех? Дорогие родители, просто любите своих детей, будьте рядом и просто разговаривайте. Современная ситуация с развитием речи у детей ужасает. Раньше психологи считали нормой, что сначала развивается речь, потом логическое мышление. Сейчас наоборот: задачки трехлетки решают, освоив предварительно компьютер и мамин мобильник, а разговаривать не умеют! Виноваты мы, родители. Нашим детям хватает игрушек и обучающих программ, развивающих центров и мультфильмов, но у них почти не осталось нас.

Важно не только маме постоянно общаться с малышом, но и папе, бабушке, дедушке, тете и дяде – всем, у кого остались силы после рабочего дня. Только не надо ждать, что малыш сразу будет за вами повторять слова, как в известной рекламе. Навыки повторения за взрослым приходят постепенно. Простая ситуация: едим творожок, читаем, что написано на коробочке: «А – Антон, м – мама». Только не делайте обучение самоцелью: ребенку можно и нужно давать любую информацию, но не ставьте рамки: чтобы в два года заговорил, в три – начал считать, читать и стихи рассказывать.

А еще забудьте про соревнования. «Наша соседка Даша Барто наизусть шпарит, а мой-то еле говорит!». Знакомая фраза? Есть нормы психического, речевого развития. Но каждый ребенок индивидуален, уникален, у каждого свой темп, не надо в нем искать «ненормальность». Предложили ребенку игру – не нравится, уходит. Отложите! Он к ней вернется через время. Папы часто жалуются: «Как ему читать, если он только листает страницы?» Значит, ребенку нужно движение. Дайте кубики, расскажите, как строить башню. Пусть строит и рушит, и снова строит и рушит. Красота! Позже ребенок заметит, что на гранях буквы нарисованы, будет в них пальчиком тыкать, а вы буквы называть.

Многие родители мотивируют ранее обучение и развитие ребенка подготовкой к школе, чтобы в будущем избежать перегрузок. Им кажется, что чем раньше начнется процесс обучения, тем успешнее он пройдет. Однако, приходится наблюдать картину, как много первоклашек скачают за партой! Они еще до поступления в школу прошли программу первого класса. Проблемы начинаются на следующий год, когда нужно прикладывать усилия, а ребенок не научился этому важному навыку. В первом классе не напрягался, а теперь не получается ничего не делать и быть отличником! Вот где слезы и «не хочу в школу» начинаются.

Поэтому, когда дети читают и пишут в три года, — это во многом автоматизированные навыки. Это не показатель интеллектуального развития.

Показателем является: решение задачи. Предположим, у малыша мяч закатился под кровать. Как его достать? Ручкой не получается, нужен инструмент. Найти палку, выбить ею мяч из-под кровати – и есть лучшая интеллектуальная нагрузка. Результат достигнут, если ребенок в будущем сможет применить этот опыт, допустим, достать игрушку щеткой из-под ванны.

Именно поэтому хороши развивающие игрушки. Потряси погремушкой, чтобы зазвенела, продеть шнурок в отверстия, чтобы соединить две части ботиночка, закрыть коробочку, чтобы заиграла – это все решение задачи. Правило лишь одно: пока малыш не освоил игрушку, не давать следующую. Иначе нет смысла: восторг от новизны, интерес осматривания, положительную эмоцию получил, а интеллектуального результата нет.

Подводя итог к данной статье, можно задаться вопросом: и всё таки, нужна ли помощь специалиста детям до трех лет? И посещать ли современным мамочкам школы раннего развития?

Ответ такой: если маме нужно куда-то вырваться из четырех стен от стирки и готовки к таким же мамам, если благодаря общению она будет спокойная и довольная, походы в «развивашку» будут на пользу и ей, и малышу. Совсем другой разговор, если мама передает свои полномочия педагогам, перекладывая ответственность на них, «пусть научат». Важен фактор своевременности. Между собой дети начинают взаимодействовать с 2,5 – 3 лет, с этого возраста им интересно играть друг с другом, и обучение в процессе совместной деятельности – когда дети вместе лепят, рисуют, творят – становится продуктивным. До этого возраста, все развивающие игры можно организовать в повседневном общении мамы с ребенком. Лишь бы у мамы было желание дарить свою любовь ребенку, создавать дома атмосферу теплоты и комфорта, и говорить-говорить-говорить.

НА ЗАМЕТКУ: феномен гения мало изучен до сих пор. Предугадать точно, будет ли ваш ребенок гением, невозможно, ведь гениальность не передается по наследству. Зато уверенно можно сказать: если вы будете воспитывать своего ребенка, учитывая его личностные качества, особенности характера и склонности, вы обязательно раскроете его таланты, разовьете силу воли, что в конечном итоге, несомненно, поможет малышу стать успешным, интересным, неординарным, гармоничным и, главное, счастливым человеком.

Понять, что ваш малыш чрезвычайно одарен, можно по таким признакам:

— ребенок рано начал разговаривать;

— он с раннего детства усидчив и внимателен, в год – полтора может больше получаса удерживать внимание на одном предмете;

— творчески подходит к решению проблем;

— настойчиво интересуется книгами;

— чувствителен к музыке;

— задает много вопросов;

— придумывает игры;

— запоминает детали;

— предпочитает общество старших детей;

— любит людей.

 

Интересно почитать: Проблемы раннего развития детей

Психологическое давление на ребенка

Кризис семи лет у ребенка

Советы родителям по воспитанию детей

Психология общения с детьми

Совместный сон с ребенком

Как предупредить детские истерики и капризы?

Уроки вежливости для детей

Азбука воспитания

Семья после рождения ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок