[sape_tizer]

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей

в ДОУ общеразвивающего видадети с речевыми нарушениями

Своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования специальных занятий, упражнений и игр.

Уровень нервно-психического развития детей, поступающих в детский сад, в большинстве случаев (до 86%) не соответствует возрастной норме. Анализ анамнестических и медицинских данных показывает, что эти отклонения в развитии обусловлены не только органическими поражениями ЦНС детей, но и социально-педагогическими факторами.

Наибольшие трудности у дошкольников наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде всего активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку в данный возрастной период именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию как биологических, так и социальных неблагоприятных факторов.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, наиболее часто выявляется неблагоприятное речевое воспитание ребенка при необоснованно завышенных речевых требованиях (в 2 года ребенка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте) либо заниженных (в семье культивируется «лепетное» детское произношение, при котором не учитываются речевые возможности малыша). Довольно часто отмечается недостаточность стимуляции потребности в речевом общении при его низкой активности. Так, при раннем просмотре телевизора, который не требует обратной речевой реакции, коммуникация ребенка ограничивается использованием жестов и мимики, тем самым задерживая речевое развитие.

По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86% дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17 – 20 несформированных звуков).

Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д]), нарушения йотации, озвончения, смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии фонетического и фонематического слуха. Нарушения произносительной стороныречи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова. Данные произносительные затруднения в значительной степени тормозят овладение детьми лексико-грамматическими компонентами языка.

Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. По мнению У.В. Ульенковой (2007), здесь большое значение имеют возраст, состояние здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка и своевременность организации коррекционно-педагогической работы. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в развитии (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития каждого ребенка к приоритетным направлениям коррекционно-развивающего воздействия следует отнести развитие моторики, формирование восприятия, внимания, памяти различной модальности, наглядно-действенной и наглядно-образной формы мышления, познавательной и творческой активности, игровой деятельности. Правильно и своевременно выбранная стратегия педагогического воздействия позволит в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведет в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

На начальных этапах создания в ДОУ воспитательной коррекционно-развивающей речевой среды, которая поспособствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению, должны решаться несколько задач.

Первая из них – диагностическая – состоит в определении уровня нервно-психического развития, динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей с целью раннего выявления неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в речевом развитии.

Вторая задача – профилактическая – ориентирована на стимуляцию речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.

Третья – коррекционная – направлена на своевременное преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии.

Принципиально важным при решении названных задач – естественное и органическое встраивание в контекст проводимой в ДОУ воспитательно-образовательной работы. Ведь диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие интегрируют в себе формы и средства всей педагогической работы по развитию речи дошкольников, а также элементы сугубо логопедического воздействия. Полноценная практическая реализация комплексного подхода к коррекционно-развивающему и профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые расцениваются как активные и полноправные партнеры.

Координация диагностической деятельности воспитателей и специалистов ДОУ стала возможной на основе создания и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). За период адаптации (1,5 – 2 мес.) педагоги, медицинские работники, психолог, логопед наблюдают и диагностически обследуют детей, изучают особенности семейных взаимоотношений, условия семейного воспитания. Полученные данные фиксируются в индивидуальных картах нервно-психического развития, отражаются в психолого-педагогических характеристиках, предоставляемых председателю ПМПк.

В ДОУ каждые три месяца проводятся консилиумы, где обсуждаются результаты диагностики и динамических наблюдений, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных потребностей.

Перечислю основные направления коррекционно-развивающей работы.

  1. Комплексное исследование знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи посредством нейропсихологического изучения и наблюдения за динамикой психического развития.
  2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации к различным видам продуктивной деятельности.
  3. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально- типологических возможностей детей по следующим направлениям:

— создание физиологического базиса для развития высших психических функций (обеспечение полноценного физического развития, оздоровление и закаливание организма; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы посредством ритмических упражнений;

— формирование межанализаторного взаимодействия посредством системы специальных кинезиологических игр и упражнений).

— развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений; мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);

— умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах продуктивной деятельности;

— творческих способностей.

  1. Формирование различных направлений деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

— развитие предметно-практической деятельности;

— целенаправленное формирование игровой деятельности;

— предпосылок овладения учебной деятельностью: умений контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий.

  1. Развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер:

— развитие способности воспринимать и выражать эмоциональные состояния при помощи действий и речевых высказываний;

— формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

— предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутистических проявлений, отклонений в поведении.

  1. Преодоление нарушений речевого развития:

— целенаправленное формирование функций речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей);

— стимуляция речевой активности и поэтапное формирование полноценной речевой деятельности;

— развитие структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами.

  1. Формирование коммуникативных способностей:

— механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников;

— обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками посредством моделирования ситуаций речевого общения. Практическая реализация данных направлений осуществляется на групповых, под- групповых и индивидуальных занятиях. Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставания в нервно-психическом и речевом развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:

  • с педагогом – для детей, имеющих проблемы в развитии когнитивной сферы;
  • педагогом и логопедом – имеющих отставания в когнитивной и речевой сферах;
  • психологом – с нарушениями эмоционально-волевой сферы и трудностями внутрисемейных взаимоотношений (формирование межличностного взаимодействия в системе «мама – ребенок» или «ребенок – ребенок»);
  • музыкальным руководителем – с двигательными и эмоционально-поведенческими нарушениями.

По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3 мес.) проводится заседание ПМПк, где педагоги, работающие с ребенком, представляют психолого-педагогическую характеристику, отражающую динамику его развития. При низкой динамике на заседание консилиума приглашаются родители дошкольника (или лица, их заменяющие), совместно с которыми намечается корректировка его индивидуального образовательного маршрута, уточняются задачи, методические условия, формы и приемы коррекционно-развивающей работы, указываются сроки ее реализации и планируемые результаты.

Такое сотрудничество – основа планирования совместной диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы, направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной специальной психолого-педагогической помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ.

 

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Обогащение словарного запаса учащихся с нарушением слуха

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Работа с родителями логопеда ДОУ

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок