[sape_tizer]

Развитие фонематических процессов

Развитие фонематических процессовРазвитие фонематических процессов

Формирование фонематических процессов протекает на двух уровнях: восприятие и анализ единичного звука, выделенного из группы или данного изолированно; восприятие и анализ комплекса последовательных звуков, оказывающих интерферирующее влияние друг на друга. К сожалению, эти уровни не имеют общепринятого названия, поэтому условно назовем их соответственно фонематическим слухом и фонематическим восприятием.

Оба они могут осуществляться на базе слухового восприятия, когда звук, их группа или слово предъявляются устно и анализируются с проговариванием. Но они же могут проходить и без опоры на слух, по внутреннему фонематическому представлению либо с участием артикуляторных движений (но без голоса), либо без таковых (т.е. по представлению и фонематическому, и артикуляционному).

Уровень фонематического слуха, механизмы, причины ошибок и приемы их коррекции широко описаны в логопедической литературе, и в этой статье я остановлюсь на фонематическом восприятии. Целью его развития и коррекции является навык анализа ряда звуков, представляющих собой цельную звуковую и кинестетическую «мелодию».

Фонематический анализ бывает количественный и качественный. При количественном исследуются последовательность и количество звуков. При качественном добавляются акустические характеристики каждого звука. И если качественный анализ занимает достойное место в практике и учителя, и логопеда, то количественному уделяется явно мало внимания. Это методическое упущение и приходится восполнять, когда на логопункт поступают ученики, при письме искажающие слова.

Чтобы помочь ребенку разложить «мелодию» на цепочку звуков, необходимо сначала проверить, насколько четко он понимает, что такое звук, и как отделяет его в своем сознании от буквы. Смешение этих понятий широко распространено, поскольку зрительные объекты всегда и всеми воспринимаются более отчетливо. Букву можно создать своей рукой — написать, вырезать, вылепить и т.д. (т.е. включить наглядно-действенное мышление). Буквы могут ассоциироваться с бытовыми предметами (расческой, лестницей, крышей и т.д.). Звуки же более абстрактны и не подкреплены такой сильной чувственной основой. Вследствие этого происходит интерференция — более сильный материальный образ буквы подавляет более слабый сенсорный образ звука.

Технологический план коррекции фонематического восприятия

  1. Уточнение понятия «звук речи»

Логопед привлекает внимание детей к движению губ и языка при произнесении слов. Дети смотрят друг на друга, на себя в зеркало, говорят с закрытыми глазами, прислушиваясь к своим двигательным ощущениям. Затем можно предложить им попробовать говорить, прижимая пальцами губы или шпателем язык, не давая им двигаться, и попытаться вместе с ними выяснить, почему человек работает губами и языком. В результате делается вывод: при разговоре человек произносит звуки, из которых складываются слова; каждый звук произносится по-особому, поэтому человек двигает губами и языком. Произнося отдельные звуки речи, ученики убедятся в том, что они имеют разные артикуляционные образы.

Далее звуки речи можно сравнить со звуками, издаваемыми животными, предметами окружающего мира, шумами, которые человек может издавать голосом, и установить, что слова, несущие конкретную информацию, складываются только из звуков речи.

  1. Формирование чувственной основы понятия «звук речи»

Воспроизводя отдельные звуки, ученики определяют их акустическую и артикуляционную характеристики. Например: по собственным ассоциациям ребенок описывает, на что похож звук [с] (на шипение, на свист, на шум), на какой звук речи он похож больше всего, а на какой совсем не похож (логопед может помочь ребенку, предложив для сравнения три — четыре звука); что делают губы и язык при произнесении звука [с], работают ли голосовые связки. Ребенок описывает не классический артикуляционный уклад, а тот, который он ощущает.

На этом этапе можно использовать упражнения в выделении заданного звука на слух и «на глаз» с последующей его характеристикой. Упражнения первого вида широко известны. А суть выделения «на глаз» заключается в том, что логопед предлагает ученикам внимательно смотреть на его губы и попытаться понять, есть ли в артикулируемом слове заданный звук (например, [м]). Затем логопед беззвучно артикулирует слово «комар», и дети догадываются о присутствии звука по движению губ. Для этих упражнений используются губно-губные, губно-зубные согласные и гласные звуки (кроме [ы], [э]). Слова подбираются недлинные, только с одним заданным звуком («равный», «шарф», «лапка», «рубаха»). Не следует при этом дифференцировать положение губ при произнесении разных звуков (например, [б], [м]). Пока это слишком трудная для детей работа. Не надо также опасаться одинаковых движений губ при произнесении парных согласных, поскольку логопед задает конкретный звук.

  1. Определение количества звуков в группе

3.1. Сравниваются один и два звука: [а] — [ам], [а] — [ма]. Здесь необходимо закреплять чувственный образ звука на примере контрастных изменений артикуляционных укладов. Дети определяют количество звуков не на слух, а кинестетически, так и объясняя свой ответ: «[А] — это один звук, потому что я приоткрыл рот и больше губы не двигались»; [Ам] — это два звука, потому что я сначала широко раскрыл губы, а потом их за- крыл. Каждый звук изображается небольшим кружком (о ОО).

3.2. Анализируется группа из двух согласных тянущихся звуков в сравнении с первым из них: [з] — [зн] — (о ОО); [м] — [мл] — (о ОО).

3.3. Анализируется группа из трех далеких по артикуляции звуков, которые можно тянуть (например, [ола], [фса]). Логопед индивидуально подбирает структуру групп, решая, следует ли вводить группы со стечением согласных (классическая последовательность: [ола], [сом], [шла], [авн]).

3.4. В группу из трех звуков включается один краткий звук, стоящий в конце ([ост], [мак], [унт]).

3.5. Краткий звук включается в середину группы из трех звуков ([аку], [ицо] [зда]).

3.6. Краткий звук вводится в начало группы из трех звуков ([там], [кла]).

Поскольку ученики анализируют группы разных звуковых структур, а количество звуков остается неизменным, целесообразно на первых этапах работы с новой группой после обозначения каждого звука вписывать в схему под кружками соответствующие буквы: т и м. После нескольких таких схем можно начинать записывать проанализированную группу буквами. Нежелательно сразу обозначать звуки буквами, потому что звуковая схема дает ребенку возможность сначала полностью погрузиться в мир звуков речи, а потом перевести звук в букву. Так происходит наглядная дифференциация понятий «звук» — «буква».

  1. Анализ групп или слов, состоящих из четырех звуков

Классическая последовательность усложнения структуры:

— «лиса» (все звуки тянутся);

— «лапа» (второй согласный краткий);

— «кожа» (первый согласный краткий);

— «знай» (стечение согласных в начале слова, все звуки тянутся);

— «стан» (стечение согласных в начале, второй из них краткий, остальные тянутся);

— «плен» (стечение в начале, первый из них краткий, остальные тянутся).

Далее стечение согласных перемещается в конец слова, которое начинается с тянущегося согласного, алгоритм структуры повторяется с пункта «знай»: «холм», «мост», «ветвь». Затем добавляется блок структур, начинающихся с краткого согласного:

— «пунш» (вначале краткий согласный, остальные звуки тянутся);

— «темп» (краткие согласные в начале и конце слова);

— «кекс» (краткие согласные на первом и третьем месте).

  1. Анализ слов, состоящих из пяти звуков

По данному принципу логопед разрабатывает весь необходимый ему технологический план, подбирая для анализа слова определенной звуковой структуры, учитывая типы слогов («гс», «ссг», «гсс» и т.д.) и длительность произнесения согласных звуков. Работа с каждой группой звуков проходит до тех пор, пока все ученики не усвоят ее и не перестанут делать ошибки в ее анализе. Материал для подбора слов можно найти в книге Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе», где слова разделены на 14 структурных групп.

Помимо воспроизведения последовательности и количества звуков, графическая запись слова предполагает обозначение мягкости согласных. Ошибки здесь встречаются часто и бывают обусловлены тремя факторами, в соответствии с которыми и строится коррекционная работа.

Во-первых, ребенок может не различать на слух оппозицию согласных звуков по мягкости — твердости. Приемы коррекции для данного случая достаточно разработаны.

Во-вторых, в основе может лежать нечеткость произношения. Если ребенок, произнося слово целиком, не воспроизводит ясного артикуляционного уклада соответствующего звука, а у него получается нечто среднее между твердым и мягким, то в кору головного мозга идут нечеткие импульсы, которые правильно соотносятся с буквой согласного звука, но следующая буква гласного определяется тем вариантом согласного, который был воспринят после «смазанного» произнесения. Дети с такой проблемой могут написать то «кракает» вместо «крякает», то «криша» вместо «крыша». Они, как правило, не умеют воспроизвести мягкий звук в изолированном виде, заменяя его описанием: «Это мягкий звук [н]». Для коррекции подобных ошибок следует развивать у детей произносительную сторону речи, использовать упражнения артикуляционной гимнастики.

В-третьих, ученики могут не усвоить тот факт, что мягкость согласного звука надо обязательно обозначать при записи слова. Такая проблема возникает у детей, которых не научили переключать сознание с устной речи на письменную. Они могут четко произнести мягкий согласный звук и тут же, написав соответствующую букву, оттормозить его, обозначая буквой следующий гласный звук (ребенок произносит [л,амка], а пишет «ламка»). Эти дети могут составлять правильные звуковые схемы, правильно называть звуки («В слове «коньки» третий звук [н,]»), но делают это только устно.

Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных

  1. Обозначение в схеме характеристик согласных звуков с опорой на буквы гласных. Ученикам дается схема:

о а о ё о ы

Она не соответствует какому-то конкретному слову, а представляет собой нечто обобщенное. Дети должны соответствующим цветом обозначить мягкость или твердость каждого согласного.

  1. Вписывание в схему букв гласных звуков с опорой на цветовое обозначение согласных звуков. Учитель предлагает ученикам схему другого вида, но такого же обобщенно-абстрактного характера:

©©©©®©©

В ней согласные звуки обозначены синим и зеленым цветами, а гласные — красным. Дети должны определить, какой буквой в принципе может быть обозначен гласный звук после того или иного согласного. Так, после твердых согласных они могут вписать одну из букв «а», «о», «у», «ы» или «э», после мягких — «я», «ё», «ю», «и», «е», «ь».

  1. Обозначение звуков буквами. Ученикам предлагается списать слова, словосочетания или предложения, в которые нужно вставить буквы гласных звуков. Перед списыванием они должны прочитать каждое слово или предложение «для себя», т.е. внимательно прислушиваясь к своему произнесению.

3.1. Спишите слова. Вместо точек вставьте букву «а» или «я».

«Л..мки», «л..пки», «м..рка», «спр..чь», «т..нет», «р..нка».

«Кот..т», «пол..нка», «з..р..дка», «спр..т..ли».

3.2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте букву «о» или «ё».

«К..ля жд..т Сер..жу»; «Кошел..к пол..жен на ст..л»; «На вер..вке висят м..крые пел..нки».

3.3. Спишите слова. Где надо, вставляйте букву «ь».

«Кон..ки», «пал..ка», «зон..тик», «ден..ги», «бол..но».

Интересно почитать: Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Рисование бордюров

Методические рекомендации логопеда для родителей

Учим говорить самых маленьких

Как правильно учить ребенка читать?

Логопедические игры на прогулке

Игры для обучения чтению детей

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок