[sape_tizer]

Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР на логоритмических занятиях

логоритмические занятия Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР на логоритмических занятиях

В систему коррекционных мероприятий с детьми, имеющими различную речевую патологию, прочно вошли логоритмические занятия.логоритмические занятия

Логоритмика – своеобразная форма терапии различных речевых нарушений, при которой используется связь слова, музыки и движения.

Логоритмические занятия, проводимые с детьми, имеющими такие нарушения, как ФФНР, ОНР, заикание, помогают в развитии и коррекции двигательной сферы, решают оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, укрепляют костно-мышечную систему детского организма; воспитывают чувства ритма и темпа; развивают ориентировку в пространстве: учат регулировать мышечный тонус в разных группах мышц, сочетать речь, музыку и движения; развивают просодику; совершенствуют психологическую базу речи (внимание, память, мыслительные процессы); автоматизируют поставленные звуки.

Особое внимание следует уделять тем задачам, которые для данной речевой патологии наиболее значимы. Так, для детей с ФФНР необходимы уточнение произношения звуков, их автоматизация, дифференциация, совершенствование артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; для детей, страдающих заиканием, – совершенствование чувства ритма и темпа, умения регулировать мышечный тонус, сочетание речи с движением и музыкой, воспитание правильного речевого поведения; для детей с ОНР –  работа над всеми компонентами речи, особенно пополнением и актуализацией словарного запаса, формированием правильного грамматического строи речи (обучение согласованию существительных с прилагательными, изменению существительных в роде, числе, надежи, правильному использованию наречий, предлогов, несклоняемых существительных, прилагательных в разных степенях, изменению глаголов в лице, числе).

Проводить коррекцию грамматического строя речи у детей различной речевой патологией можно на логоритмических занятиях. Особенно это актуально для детей с ОНР, так как для них коррекционный процесс, как правило, довольно продолжительный, а многократные повторения и закрепление грамматических категорий на разных занятиях, в том числе и на логоритмических, повышают эффективность логопедической работы по преодолению аграмматизмов.

Содержание работы над развитием грамматическим строем речи висит от возраста ребенка и уровня речевого недоразвития. На логоритмических занятиях с детьми, имеющими ОНР I уровня, основное внимание нужно уделять многократному повторению отдельных простейших грамматических категорий, их пониманию, отраженному, сопряженному или сопряженно-отраженному их проговариванию.

Если большая часть детей логопедической группы имеет ОНР II уровня, наряду с развитием понимания грамматических упражнений, следует проводить упражнения на практическое использование различных грамматических категорий, отработку и закрепление их.

Для детей, имеющих ОНР III уровня, в логоритмическое занятие включаются разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на закрепление, практическое использование различных грамматических категорий и самостоятельное их изменение.

Работа над грамматическим строем речи делится на несколько этапов. Сначала логопед знакомит детей с определенной грамматической категорией на специальном занятии; воспитатель закрепляет эти знания в утренней и вечерней работе по заданию логопеда и на своих занятиях (изодеятельность, конструирование…). В конце недели (в пятницу) дети упражняются в практическом использовании этой же грамматической категории на логоритмическом занятии.

При формировании грамматического строя речи игры и игровые упражнения как во вводной, так и в основной частях занятия, не должны быть продолжительными.

Примеры работы с предлогами

Младшая группа – понимание и использование в речи предлогов: к, за, на, в.

После выполнения детьми ходьбы друг за другом в разных направлениях (под музыку) логопед задает вопросы: «За кем ты шел? А ты за кем?», добиваясь ответов: «За Ваней, за Димой…».

При проведении игрового упражнения «Составьте поезд» (лексическая тема «Транспорт») логопед перед его выполнением уточняет, кто за кем стоит, а по окончании предлагает ответить на вопросы: «Я стою за Мишей, я стою за Димой, за Светой…».

В игре «Кто быстрее» по окончании музыки малыши садятся на стульчик, прячутся за стульчиком, подбегают к стульчику, выполняя инструкции логопеда.

В игре «Кот и цыплята» (лексическая тема «Кошка») по окончании звучания музыки «цыплята» бежали к маме- курочке, к Хозяйке, к тарелочке с зернышками…

В упражнении для развития мелкой моторики, направленном на сочетание речи с движениями, дети совместно с логопедом проговаривают загадку: «Мягкие лапки, а в лапках – царапки» (лексическая тема та же), выделяя голосом предлог в.

Средняя группа – понимание и употребление в речи предлогов: с, под, из.

По окончании выполнения упражнения «Ходьба парами» дети отвечают на вопрос логопеда: «С кем ты шел?». «Я шел с Мишей; с Таней, с Вовой…».

Предлоги закреплялись в момент проговаривания и движения под музыку (при обыгрывании загадки про собаку):

Живет под крылечком,

Хвостик колечком,

Громко лает,

В дом не пускает.

А также в ритмических упражнениях: «Тянем репку из земли», «Сорвем яблочко с дерева» (темы «Овощи», «Фрукты»).

Старшая группа – употребление предлогов: между, около, у.

После перестроений логопед задает вопросы: «Между кем ты стоишь?», добиваясь кратких и полных ответов. Во время проведения музыкальной игры «Встань около карточки с заданной буквой (буквами) по окончании музыки» ребята отвечают на следующие варианты ответов:

«Я встал около карточки с буквой Р». «Я стою около буквы Ш». «Мы остановились около гласных букв».

В подвижной музыкальной игре «Медведь и зайцы» дети убегают от медведя и встают у елки, у пенька… По окончании игры рассказывают медведю о том, где они находились (лексическая тема «Дикие животные»).

Подготовительная к школе группа – употребление предлогов: из-за, из-под, через.

В вводной части – ходьба через кубики, мячи и другие игрушки с проговариванием.

В основной части – игровом упражнении «Изобрази того, кто показался: из-за ширмы из-за елки, из-за кустов…)». Сначала дети называют героя: «Из-за ширмы показалась обезьянка», а затем, двигаясь под музыку, подражают ее движениям. После ритмического упражнения дети рассказывают, откуда они доставали предметы для этого упражнения (из-под скамеечки, из-под стульчиков).

Примеры работы по согласованию существительных с прилагательными

Младшая группа – перед началом выполнения вводных упражнений с флажками дети отвечают на вопросы: «В какую руку возьмешь флажок? Какого цвета твой флажок?» В игровом упражнении «Какая машина гудит?» дети должны ответить: «Большая машина», «синяя машинка».

Средняя группа – после выполнения ритмического упражнения «Петушок» по теме –«Домашние птицы» в основной части занятия дети рассказывают о том, что петушок был важный, гордый…

Старшая группа – дети упражняются в согласовании существительных с прилагательными в игре «Возьми игрушку на звук [с]». Не наталкиваясь друг на друга, они бегают под музыку между игрушками. По окончании звучания музыки ребята называют игрушку, которую выбрали: «Я взял резиновую собачку». «Я принес пластмассового слона». «Я выбрал деревянный стульчик».

Подготовительная к школе группа — в музыкальной игре «Помоги повару» (по теме «Посуда») дети выбирают необходимые предметы среди множества других. Разные игрушки раскладываются на ковре по кругу. Дети маршируют по кругу, по окончании музыки выбирают посуду для повара и рассказывают ему: «Я принес для тебя фарфоровую чашку». «А я решила, что повару нужен металлический чайник».

По теме «Зима» детям предлагалось подобрать и прохлопать под музыку синонимы (морозная, холодная, суровая, лютая) в сочетании со словом зима.

Примеры работы для усвоения падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе

Младшая группа – проводится игра «Прятки» («Домашние животные»). Логопед выбирает животное среди других и прячет его, пока дети выполняют под музыку ритмические упражнения. Затем они отвечают на вопрос логопеда: «Кого (чего) не стало?»

Средняя группа – в игре «Самый ловкий» (по теме «Игрушки») дети бегают по кругу, а по окончании звучания музыки быстро берут любую игрушку, называя, каких игрушек не стало на ковре.

Старшая группа – в упражнении «Кого позвать на стройку?» (по теме «Стройка») ведущий (ребенок) называет строительные профессии. Например: «Надо позвать крановщиков». Дети, желающие изображать крановщиков, выполняли соответствующие движения.

Подготовительная к школе группа – в игровом упражнении «Угадай, кто это?» (по теме «Животные Севера») дети делятся на группы, чтобы договориться, какое животное будут изображать. Одна группа изображает животных Севера, другая – угадывает: «Мы угадали оленей». «Вы показывали белых медведей». «Мы узнали моржей».

Примеры работы над разными грамматическими категориями

Младшая группа – понимание существительных единственного и множественного числа закрепляется в игре «Один – много» по теме «Игрушки». Во время легкого бега под тихую музыку дети вслушиваются в задания логопеда. Если логопед говорит: «Куклы», они сбиваются в кучку, а если «Кукла» – разбегаются по всему залу. Аналогично: «Пирамидка – пирамидки». «Матрешки – матрешка» и т.д.

Средняя группа – по теме «Деревья» дошкольники знакомятся с относительным прилагательным «деревянный» во время ритмических упражнений с деревянными палочками, брусочками, ложками, балалайками.

Старшая группа – во вводной части дети упражняются в правильном использовании глагола хочу, игра «Я хочу – мы хотим». Ведущий (сначала логопед, а затем ребенок) дает инструкции: «Я хочу хлопать в ладоши», дети отвечают: «Мы хотим хлопать в ладоши» и выполняют соответствующие движения. «Я хочу приседать» — «Мы хотим приседать». «Я хочу ногу выставлять» — «Мы хотим ногу выставлять».

Подготовительная к школе группа — по теме «Ателье» дети учатся правильно использовать в речи несклоняемые существительные. Перед выполнением упражнения «Остановись» логопед раскладывает разные предметы одежды, среди которых несколько пальто. Под маршевую музыку дети идут «спиной вперед», а по окончании звучания музыки, выполняя указание логопеда, подходят только к пальто: «Я подошел к детскому пальто». «Я встал около кукольного пальто». «Мы остановились около взрослого пальто».

Проведение логоритмических занятий в группах для детей с ОНР дает возможность закреплять, уточнять и отрабатывать практически все грамматические категории.

См. также: Виды речевых нарушений

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)

Развитие самооценки у младших школьников с ОНР

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок