[sape_tizer]

Развитие коммуникативных навыков у детей в концертной и театральной деятельности

Развитие коммуникативных навыков у детейРазвитие коммуникативных навыков у детей в концертной и театральной деятельности

Наблюдая за детьми с ОНР, все больше убеждаешься в том, что нарушение всех структурных единиц речи накладывает отпечаток на психику ребенка.

Пока малыш не овладеет произносительными навыками, связной речью, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли, обратиться к кому-либо с просьбой, у него появляются различные навязчивые движения, вегетативно-сосудистые изменения (краснеет, бледнеет) и т.п.

Например, в нашей группе двое детей не могли читать стихи на утренниках: они выходили, с трудом произносили первые строки и из-за нахлынувших слез не могли закончить. Другие, как только выходили для ответа к доске, начинали раскачиваться, их речь замедлялась, усиливались персеверации. Были и такие ребята, которые хотели отвечать, поднимали руку, но, выйдя к доске, не могли произнести и слова. Некоторые дети вообще никогда не поднимали руку и не отвечали в классе, хотя на индивидуальных занятиях проявляли себя неплохо.

Таким образом, чтобы помочь детям адаптироваться к новым условиям в школе, логопеду необходимо вести большую работу по активизации личности и преодолению той закомплексованности, что присуща детям с ОНР.

Одной из разновидностей подобной работы может быть участие детей в художественной самодеятельности, а именно: занятия концертной деятельностью, участие в подготовке праздничных утренников для других детей и своих родителей.

В начале учебного года логопед с музыкальным руководителем могут составить перечень мероприятий, которые бы вам хотелось бы провести в течение года.

При составлении плана и в дальнейшей работе можно руководствоваться следующими принципами.

Принцип систематичности

  • Мероприятия проводятся ежемесячно, в соответствии с планомсентябрь — показ инсценировки по сказке «Кто сказал «мяу»?»;
  • октябрь — показ инсценировки по сказке «Колосок»;
  • ноябрь — подготовка и показ сказки «Колобок»;
  • декабрь — подготовка двух инсценировок к новогоднему утреннику: («Про снеговика» и по сказке «Кот, петух и лиса»);
  • январь — подготовка концерта для детей;
  • февраль — организация тематического вечера «Родина моя»;
  • март — инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»;
  • апрель — проведение вечера «В мире сказок»;
  • май — подготовка и проведение концерта «Ай да березка»;
  • июнь — инсценировка стихотворения К. Чуковского «Муха-цокотуха».

Принцип тематичности

Соответствие материала проводимых мероприятий темам, планируемым по ознакомлению с окружающим миром.

Так, например, к теме «Домашние животные» готовили инсценировку «Кто сказал «мяу»?»; к теме «Осень. Хлеб» — инсценировку «Колосок»; к теме «Дикие животные» — сказку «Колобок»; к теме «Родина, наш край Урал» — тематический вечер «Родина моя» и т.д.

Принцип последовательности

Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. К примеру, если в начале года дети готовили инсценировки коротких сказок («Кто сказал «мяу»?», «Колобок»), в середине года уже двух сказок к новогоднему утреннику, то позже, в феврале, проводилась подготовка к тематическому вечеру «Родина моя».

Принцип активизации всех детей

Принцип активизации строится на задействовании в подготовке мероприятия каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

В ходе репетиций первых сказок мы не назначали авторитарно детей на роли, а спрашивали у них, кто желает участвовать и кто кем хочет быть. Желающих было крайне мало.

На первых порах не все получалось у юных актеров: текст ребята знали, но из-за скованности и неуверенности забывали его, особенно при показе в других группах. Действия своих персонажей дети старались демонстрировать, находясь подальше от зрителей. У многих пропадала громкость речи. Но, несмотря на некоторые неудачи, мы хвалили детей, поддерживали у них интерес к этой деятельности.

В октябре на другую сказку мы взяли уже других детей, тем более, что желание уже появилось у многих. Так в течение года все дети несколько раз участвовали в подобных мероприятиях.

Ребята соглашались на любую роль, а наша задача была распределить роли в соответствии со способностями детей: кто может запомнить более длинный текст, кто эмоциональнее передаст характер того или иного персонажа, кто больше соответствует герою по внешнему виду и своему характеру и т.п.

Например, если ребенок медлительный, а его голос более низкий, ему отводилась роль медведя или волка; полненькому, достаточно эмоциональному — роль Колобка. Если девочка стройная, с певучей интонацией голоса — это, несомненно, лиса.

Когда ребенок на первых порах может выучить только две строчки, он получает маленькую роль, но участие его в спектакле — одно из непременных условий нашей работы.

Принцип повторяемости

Один и тот же материал должен быть воспроизведен многократно, причем в разных условиях, что особенно важно для наших детей.

Так, разучив сказку, мы показывали ее не только в своей группе, но приходили с ней и к малышам, показывали ее на открытых занятиях, ярмарке для родителей или общих концертах. Такая смена обстановки или аудитории приучала детей быть раскованными, не стесняться, способствовала исчезновению многих комплексов.

Принцип комплексного педагогического воздействия

Данный принцип подразумевает совместную работу логопеда, музыкального руководителя и воспитателей. Хочу отметить понимание значения данной работы с детьми всеми перечисленными специалистами. Большую помощь в подготовке всех мероприятий оказала музыкальный руководитель. К большим сценкам и развлечениям она составляла сценарии, помогала в музыкальном оформлении номеров. Воспитатели организовали просмотры спектаклей, повторные показы в других группах и для родителей.

Каковы результаты проделанной нами работы? Конечно, той раскованности движений и эмоциональности речи, которые присущи детям с нормальным речевым и психологическим развитием, за сравнительно короткий период достичь просто невозможно. Но стоит отметить следующие положительные тенденции, произошедшие с нашими подопечными:

  • с большим удовольствием ребята стали принимать участие в любой инсценировке;
  • поведение детей стало более раскованным, речь получила эмоциональную окраску;
  • результаты проведенной работы стали находить отражение в других видах деятельности: в занятиях, играх, общении со взрослыми, при выполнении поручений (дети охотно вступают в разговоры, почти свободно общаются друг с другом), что может свидетельствовать об исчезновении комплекса некоммуникабельности;
  • наша деятельность оказала неоценимую помощь логопеду по развитию у детей диалогической речи, ее выразительности и произносительной четкости;
  • первые признаки ожидаемых результатов по адаптации детей к новым условиям проявились при приеме детей в школу: беседы с родителями показали, что дети были активны при собеседованиях, общительны, не замыкались в себе. Предлагаю вашему вниманию одну из инсценировок русской народной сказки.

Колобок

Внутренний вид крестьянской избы. На лавке спит Старик. Старуха метет пол. Звучит русская народная мелодия. По окончании мелодии Старуха относит веник в угол.

Старуха

Ну вот, хату подмела,

Все так чисто прибрала.

Веник в угол положу,

На скамейке посижу.

А старик-то мой все спит.

Эй, Старик, Старик, не спи!

Слышишь, что ли? Ну, вставай,

Дров для печки припасай.

Старик

Это ты меня толкала?

Ты мне что-нибудь сказала?

Старуха

Говорю: вставать пора,

Собирайся по дрова.

Старик

Да, совсем я заленился.

Мне, Старуха, сон приснился:

Будто мы с тобой сидели,

Колобок в сметане ели.

А тебе и невдомек:

Испеки мне колобок!

Старуха Из чего я испеку?

Где достану я муку?

Старик

По амбарам помети,

По сусекам поскреби.

Горсть-другую наберешь,

Колобок мне испечешь.

Старуха

Делать нечего, пойду,

Все амбары обмету.

Уходит, приходит с посудой.

Вот мука, а вот сметана,

Колобок готовить стану.

Месит тесто, приговаривая.

Колобок мой не простой,

Замесила я крутой,

Всех гостей я созову,

Колобком их угощу.

Кладет колобок, уходит.

Лес. Под музыку скачет Зайчик, останавливается.

Зайчик

Я зайчик серенький,

Я зайчик маленький.

Скачу то по лесу,

То по проталинке.

Есть очень хочется,

А вокруг… все пусто.

Хоть бы морковку мне,

Хоть бы капустки.

Под музыку «катится»  Колобок.

«Заяц» хлопает ребенка, исполняющего роль Колобка, по плечу.

Зайчик. Не уйдешь, голубчик, нет, ты на обед нужен мне.

Колобок (поет)

Колобок я, Колобок,

Колобок — румяный бок!

По амбарам я метен,

По сусекам я скребен,

На сметане я мешен,

В жаркой печке я печен,

У окошка я стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

В лесу Зайца повстречал.

От него я убежал. (Покатился.)

Зайчик

Ну, довольно песни слушать,

Начинаю тебя кушать!

Ты куда же побежал?

Колобок, постой! Пропал! (Заяц убегает.)

Играет музыка, появляется Волк.

Волк

Я — сердитый волк, волк!

Я зубами щелк, щелк!

Кто бежит там? Р-р-р, стой!

Закушу сейчас тобой.

Колобок

Нет, ты, волк, меня не кушай,

Прежде песенку послушай.

Поет свою песенку и заканчивает следующими строками.

В лесу Зайца повстречал,

От него я убежал.

Волка встретил я в лесу,

От него сейчас уйду… ( «Покатился» дальше.)

Волк

Ты куда же? Р-р-р, стой!

Ой, пропал, пострел какой! (Убегает.)

Играет музыка, появляется Медведь.

Медведь

Вот я — мишка косолапый,

Неуклюжий и мохнатый.

Одеваюсь в теплый мех,

Я в лесу сильнее всех!

Ем малину и медок… (Замечает Колобка.)

Это кто же? Колобок?

Р-р-ры, есть хочу,

Я тебя проглочу!

Колобок

Погоди минутку, Миша!

Песни любишь ты, я слышал?

Вот послушай и мою,

Я сейчас тебе спою.

Поет свою песенку и следующие строки.

В лесу Зайца повстречал,

От него я убежал. Волка встретил я в лесу…

И от тебя, Медведь, уйду! (Убегает.)

Медведь пошел своей дорогой, трет глаза, рычит, а навстречу ему

Лиса. Звучит музыка.

Лиса

Здравствуй, Мишенька-медведь!

Отчего ты стал реветь? (Медведь продолжает реветь.)

Будет, Миша, не реви,

Глазки лапами не три.

Расскажи скорей, в чем дело?

Рев твой слушать надоело!

Медведь

Я пошел искать медок,

А набрел на Колобок.

Он в лесу мне повстречался,

Песни пел и похвалялся.

Я решил его послушать,

А потом, конечно, скушать.

Он пропел и укатился,

А я с горя в рев пустился… (Ревет.)

Лиса

Колобок в лесу гуляет?

Громко песни распевает?

Не ждала такого чуда!

Ты не знаешь, он откуда?

Медведь

Нет, совсем не знаю, чей.

Узнавай вон у детей.

Лиса (обращается к детям )

Кто из вас сказать бы мог,

Чей здесь бегал Колобок?

Дети. Дедушкин и бабушкин.

Лиса

Вот теперь все ясно стало.

Знаю, что за Колобок! (Обращается к Медведю.)

Но в слезах здесь толку мало,

Спляшем лучше, куманек!

Вместе пляшут под музыку, затем Медведь уходит.

Лиса (заметив Колобка)

Кто это по лесу мчится?

Колобок сюда катится!

Стой, дружочек Колобочек,

За тобой бежать нет мочи.

Не желаешь ли присесть?

Я тебя хотела б съесть!

Колобок

Ты успеешь меня скушать.

Хочешь песенку послушать? (Поет свою песенку и следующие строки.)

Я от всех зверей ушел:

И от Зайца, и от Волка,

И от Мишеньки сбежал…

Не поймать меня — и только!

Это верно я сказал!

Лиса

Твоя песенка приятна,

Только мне не все понятно.

Я глуха немножко стала…

Повтори ее сначала.

Колобок и Лиса перемещаются за елку. Колобок поет снова, и Лиса его «проглатывает» на середине песенки.

Лиса (выходит из-за елки, обращается к детям)

Я с умом взялась за дело.

Быстро-быстро его съела.

Жаль, что мал был Колобок…

Если к вам старик придет

И поднимет шум и крик,

Объясните ему вы.

Вы скажите ему так,

Мои милые друзья:

Колобок лисичка съела,

Тебе кланяться велела! (Убегает.)

Появляется Старик, ищет Колобка; увидев детей, обращается к ним.

Старик

Колобок куда девался?

Вам, ребята, не встречался?

Дети

Колобок Лисичка съела,

Тебе кланяться велела.

Старик

Где Лиса? Куда пропала?

И куда она сбежала? (Покачивая головой, уходит.)

Ведущий

Как Старик наш ни старался,

Но Лису не мог догнать.

Сказка кончилась, ребята.

Приходите к нам опять!

См. также: Логопедические занятия для малышей

Детские инсценировки сказок

План-конспект в детском саду Инсценировка сказки ТЕРЕМОК

План-конспект в детском саду Инсценировка сказки ТРИ МЕДВЕДЯ

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок