Развитие мелкой моторики рук дошкольников

Развитие мелкой моторики рук дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук дошкольников

Определение уровня развития мелкой моторики пальцев рук: ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 – 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребенок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.

Кроме того, о развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность детей частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни используют один очень простой метод. Ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – «говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив, вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это – «не говорящие дети». Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удается.

Начинать тренировку пальцев и рук в целом нужно уже с шестимесячного возраста. Наиболее доступный метод – массаж: поглаживание и легкое разминание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка, сгибать и разгибать его.

Очень полезны для тренировки развития мелкой моторики пальцев рук различные игры и игровые упражнения:

Цветочки распускаются

Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» –пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», – пальцы вместе. На счет «раз – два» пальцы врозь – вместе. «А на деревьях как цветочки распускаются?» – поднять обе руки ладошками к себе, широко расставив пальцы.

Пальчики здороваются

«Пусто пальчики поздороваются!» – на счет «раз–два–три–четыре–пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные, и т. д.

Палец-пальчик

Со словами «палец-палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочередно присоединяется к большому пальцу.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Ой, забодает, забодает!

Вытянуть указательные пальцы и мизинцы вперед, загнув остальные пальцы. Руки можно поднять к голове или поиграть вытянутыми пальцами со словами стишка.

Зайчик на опушке

Вытянуть вверх указательные и средние пальцы, остальные загнуть. Руки можно поднять к голове. «Зайчик на опушке», – пальцы двигаются вперед – назад. «Ушки на макушке», – пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.

Замочек

«Щелк!» – ладони вместе. «Щелк!» – пальцы соединяются в «замок». Замкнуть и разомкнуть «замок» несколько раз.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

Большаку – дрова рубить

Большаку – дрова рубить,

А тебе воду носить.

Середняку – печку топить,

Родных братьев забавлять!

А тебе обед варить,

А мальчишке песни петь,

Песни петь, да плясать.

Взрослый поочередно сгибает и разгибает все пальчики малыша.

Вот дедушка

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

Вот и вся семья!

Взрослый поочередно пригибает пальчики ребенка к ладошке, а при словах «А вот и вся семья!» охватывает весь кулачок ребенка.

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Ребенок загибает поочередно одной рукой пальчики противоположной руки и держит их в кулачке. При словах «Будут пальчики вставать!» он поднимает руку вверх и распрямляет пальчики.

Эти игры необходимо проводить, работая поочередно с пальцами обеих рук.

Помимо этих игр и упражнений можно практиковать и другие, также развивающие мелкую моторику:

— сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребенку, чтобы он повыщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.

— попросите ребенка перекатывать в ладонях граненный карандаш (на прогулке — палочку), неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

— отличное занятие – нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше, поменьше… Можно чередовать по размеру, по цвету, по форме.

— неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, выложенный на столе.

— подвесьте на ниточке бусину или небольшую пуговицу. Задача: каждым пальцем поочередно щелкать по «мишени».

— займитесь лепкой из пластилина, делая акцент на мелких деталях. Пусть малыш скатает шарики и затем расплющит их в лепешки большими и указательными пальцами. Затем пусть скатает жгутики и вылепит из них маленькие бублички, кренделечки, сплетет канатик или косичку. Дайте задание вылепить из шариков морковку, банан, грибок и т. д. а можно сделать маленький тортик в виде шайбы и украсить его по краю тоненьким жгутиком. На середине будут «розы» – совсем маленькие катышки. Возможно, удастся вылепить змею и украсить ее пятнышками, свернуть в кольцо. Одним словом, есть где разгуляться фантазии.

— вспомните сами или попросите вспомнить своих родителей, как плести разные безделицы из разноцветного телефонного провода («плеточки», «авторучки»).

— ребенок под вашим присмотром может складывать из спичек колодец. Иногда его высота производите впечатление. Можно выкладывать из спичек различные фигуры: треугольники, квадраты, буквы и цифры. Заодно подворачивается случай показать несколько простейших головоломок с перекладыванием спичек.

— возьмите лист бумаги и сделайте параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см. друг от друга и от краев). Теперь ребенок может «сплести коврик», продевая цветные шнурки и полоски бумаги через надрезы.

— попросите ребенка сильно сжать вашу руку, поразгибать ваши пальцы и т. д.

См. также: гимнастика для пальцевпальчиковая гимнастика для дошкольниковпальчиковые игры для детей 5 – 6 лет, крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами,  пальчиковые игры в детском садуПальчиковые игры для дошкольниковПальчиковая гимнастика в стихах с элементами массажа биологически активных зон.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Елена:

    ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 – 3,5 см. если кисть развита слабо, ребенок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием:

    Read more: http://mallishok.ru/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-doshkolnikov/#ixzz2vFd2azRp
    А в каком возрасте проводят такую диагностику? 

    • Ольга Ольга:

      Здравствуйте, Елена! Такую диагностику можно проводить с детками старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет).

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок