[sape_tizer]

Развитие пространственной ориентации у дошкольников

Развитие пространственной ориентации у дошкольниковРазвитие пространственной ориентации у дошкольников

Развитие оптико-пространственных представлений и коррекция их недостатков

Установлено, что несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, которые наблюдаются у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обуславливает 47 процентов трудности испытываемых ими при усвоении учебного материала: по математике – 24 процента по русскому языку и формированию навыков письма – 26 процентов и 16 процентов трудности при обучении чтению.
Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентацию и устранению ее недостатков у детей может быть следующей:

1-й этап – уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов;

2-й этап – уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех-; затем – в двухмерном пространстве);

3-й этап – уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношений объектов и их взаимном расположении.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

1 ИГРА «Чем похожи предметы?»

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

2 ИГРА «Четвертый лишний»

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

3 ИГРА «Разложи по группам»

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

4 ИГРА «Посчитаем треугольники»

Задание: рассмотреть чертежи и посчитать, сколько в каждом квадрате треугольников.

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

 

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй этап развивающе-коррекционной работы предполагает использование типовых заданий.

1. Уточнить схему собственного тела, указать место положения предметов в пространстве относительно себя.

2. ИГРА «Справа – слева»

Задание 1. Логопед предлагает детям выполнить следующую игровую задачу – назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, затем слева.

Задание 2. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше?

Прочитайте ряд в обратном порядке. (В каком направлении возрастают числа?)

Покажите число 5, есть ли у него соседи (4 – 6), какое число стоит справа, какое слева.

3. Графическое воспроизведение направления (сверху вниз, снизу – вверх, слева – направо, справа – налево).

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

ТРЕТИЙ ЭТАП

На третьем этапе детям могут быть предложены более сложные задания: определение пространственных отношений предметов между собой; преобразование в расположении предметов относительно друг друга.

1. ИГРА «Измени по образцу»

Перед игрой логопед готовит несколько карточек, которые различаются между собой расположением на них предметов (геометрических фигур, букв, цифр), а детям раздаются наборы тех же предметных картинок (геометрических фигур, букв, цифр). Задание: в условиях краткосрочного предъявления проанализировать расположение.

развитие пространственного восприятия, развитие пространственных представлений

ИГРА «Рисуем вместе»

Логопед предлагает детям нарисовать рисунки по словесному описанию.

Например:

Логопед. Ребята, давайте нарисуем клумбу, на правой стороне которой растут голубые цветы, а на левой – красные.

Примеры изображений:

Блюдце, в центре которого лежат помидоры, а вокруг них – помидоры.

Книжная полка, на которой справа стоят книги в синем переплете, в центре – в красном, слева – в зеленом.

Домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева три березы.

 

Интересно почитать: Игры на развитие пространственной ориентации у дошкольников

Сенсорное развитие посредством дидактических игр

Дидактические игры Сенсорное развитие

Дидактические игры на развитие памяти

Приемы развития памяти у дошкольников

Как правильно учить ребенка читать?

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок