Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Задания на гласные звуки

У многих детей в школе возникают проблемы с предметом русского языка. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно с самых ранних лет развивать у ребенка фонетический слух, то есть умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на каком слоге ударение и т.д.

Обучение грамоте неразрывно связано с развитием речи. Родителям необходимо хорошо представлять себе, чему можно и нужно обучать своего трехлетнего малыша. Поэтому обращаю ваше внимание на следующее:

— учим малыша внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки;

развиваем артикуляционный аппарат;

— учим вслушиваться в звучание слов, слышать отдельные звуки в словах.

Предлагая вашему вниманию игровые задания на гласные звуки.

Задание 1 на звук [а].

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Ю. Раевский

развитие речи детей младшего дошкольного возраста

  1. Развитие связной речи. Про кого это стихотворение? Что вёз аист из магазина? (Слова произнесите, выделяя звук [а]: а-а-ана-а-ана-а-ас, а-а-апельсин и т.д)
  2. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Эхо» на гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е). Игра предназначена для развития фонематического слуха, внимания, для формирования четкого произношения. Вы бросаете ребенку мяч и произносите слог, звук или слово, а ребенок ловит мяч и, как эхо, повторяет за вами. Затем можно поменяться ролями.

Он большой,

Как мяч футбольный,

Если спелый –

Все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?..(арбуз).

  1. Игра «Найди звук». В названиях некоторых картинок спрятался звук А. покажи эти картинки и назови. Вычеркни картинки, в названии которых нет звука [а].игры на развитие фонематического слуха
  2. Кто из животных умеет произносить звук [а]? (Лягушка, гусь, собаки.) Изобрази, как гогочет гусенок, а как взрослый гусь; как лает маленькая собачка и как большая.

Задание 2 на звук [о].

Ослик Иа

Был с утра удручен,

Скажем вернее –

Он был огорчен.

И огорченье его

Неспроста –

Он обнаружил,

Что нету хвоста.

Ю. Раевский

развитие речи детей младшего дошкольного возраста

  1. Развитие связной речи. Про кого это стихотворение? Как зовут ослика? Почему его так звали? (Для этого нужно вспомнить, как ослики кричат.) Что потерял ослик Иа?
  2. Кто из животных умеет говорить звук [о]? Как ржет лошадка? Изобрази, как кудахчет курочка, когда торопится? Как кудахчет курочка, которая никуда не спешит?

Полосаты, как матросы,

Злые маленькие …(осы).

  1. Игра «Найди звук [о]». В названиях некоторых картинок спрятался звук [о]. Покажи эти картинки и назови. Найди картинку, в названии которой нет звука [о].
  2. Поиграйте в игру «Поймай звук» со звуком [о]. Игра предназначена для развития фонематического слуха и внимания. Слова для игры: стол, обруч, овцы, озеро, окунь, осень, конь, крот, кот…

Вариант 1. Игра с мячом. Сначала нужно договориться, какой звук будете «ловить». Затем взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово. Если в слове присутствует звук, который вы «ловите», то малыш должен поймать мяч, в противном случае ловить не нужно. В этой игре важно  соблюдать три условия:

1) при произнесении слова необходимо выделять голосом нужный звук (о-о-ослик);

2) нужный звук в слове должен звучать отчетливо;

3) гласный звук должен стоять под ударением, например, следует говорить не «ко-о-орова», а «коро-о-ова».

Вариант 2. Взрослый произносит слово, а малыш, услышав нужный звук, хлопает в ладоши.

Задание 3 на звук [у].

Устала утка на пруду

Учить своих утят:

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что из них получится?!

Г. Виерузадания гласные звуки

  1. Развитие связной речи. Про кого это стихотворение? Почему мама-утка боится за своих утят? Сколько утят у мамы-утки? С какой буквы начинается слово у-у-утка?
  2. Поиграйте в игру «Поймай звук» со звуком [у]. Слова для игра (У под ударением): утка, стул, удочка, пушка, игрушка, улица, рука, дуб, будка, муха, лук, жук…

Убегает мальчик пулей:

Он задел пчелиный…(улей).

  1. «Найди звук [у]». В названиях некоторых картинок спрятался звук [у]. Покажи эти картинки и назови. Назови картинки, в названии которых нет звука [у].задания гласные звуки
  2. Кто из животных умеет произносить звук [у]? (Кукушка, корова) Изобрази, как мычит корова и как мычит теленок. Как кукует кукушка?

Задание 4 на звук [и].

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет,

Игрушка не простая –

Индюшка расписная.

Г. Сапгирзадания гласные звуки

  1. Развитие связной речи. Про кого это стихотворение? С какой буквы начинается слово и-и-индюк? С какой буквы начинается слово и-и-игрушка?
  2. Поиграйте в игру «Поймай звук [и]». Слова для игры: иней, гриб, мышка, мишка, миска, маска, кит, кот, камин, камень, гиря, гора, графин, граф, книга…

В кораблик продета тонкая нитка,

Кораблик плывет по материи прытко,

Шьет, зашивает и колется колко,

А называется кораблик… (иголка).

  1. «Найди звук [и]». В названиях некоторых картинок спрятался звук [и]. Покажи эти картинки и назови. Вычеркни картинки, в названии которых нет звука [и].задания гласные звуки
  2. Кто умеет произносить И? Как кричит ослик? Как пищит цыпленок? Как пищит мышонок? (Пик-пик). Изобрази, как бибикает машина (тихо и громко).

Задание 5 на звук [ы] и [э].

Мы услыхали у совы,

Что нету слов на букву Ы.

Е. Благининазадания гласные звуки

  1. «Найди звук [ы]». Скажи по картинке, в каких словах спрятался звук [ы]. В каких словах Ы нет? Придумай еще слова со звуком [ы]. Как пыхтит ежик? (Пых-пых.)
  2. Выучи скороговорку со звуком [ы]: «Мышка мылом мыла нос, мыла уши, мыла хвост». (М. Мышковская.)

Я про страуса,задания гласные звуки

Про Эму,

Написал бы вам

Поэму,

Но никак я

Не пойму:

Эму он

Или эму?!

Б. Заходер

  1. Чистоговорка-физкультминутка: «Этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я, вот и вся семья». В начале пальчики сжаты в кулак, затем, по ходу текста, пальчики поочередно разжимаются. Выполняется сначала одной рукой, затем другой.

См. также интересные логопедические занятия: 

Дифференциация гласных звуков А Я

Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [У]. БУКВА «У»

Дифференциация гласных звуков У-Ю

Дифференциация гласных звуков У-Ю (тренировочные упражнения)

Дифференциация гласных звуков О-Ё

Дифференциация гласных звуков О-Ё (тренировочные упражнения)

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2018 Малышок