Развитие самооценки у младших школьников с ОНР

Развитие самооценки у младших школьниковРазвитие самооценки у младших школьников с ОНР (общим недоразвитием речи)

Самооценка своих возможностей, качеств и места среди других людей – важный регулятор поведения детей. Формирование и развитие самооценки у детей важнейшая задача воспитания и самовоспитания.

Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и усеваемый ею общественный коллективный опыт. Плохо развитая речь тормозит развитие самосознания. Дети с дефектами речи отличаются неадекватно завышенной самооценкой, менее адекватны в оценивании себя, своих поступков, деятельности, менее чувствительны к своим ошибкам, при оценивании себя и других окружающих ориентируются на мнение авторитетного взрослого, а не на мнение сверстников и их отношение к себе.

Оценка младшим школьником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации их деятельности. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. От самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, возможностях, отношение к допущенным ошибкам, трудностям в обучении. Заниженная самооценка у ребенка может сигнализировать о том, что ребенок не видит своих успехов, продвижений, во всех ситуациях чувствует себя «плохим», безответственным. На уроках такой ученик редко проявляет инициативу, самостоятельность, учится с большим напряжением. Однако немного заниженная самооценка может заставить его повысить требования к себе, больше работать на собой. Завышенная самооценка у ребенка может тормозить проявление ответственности у учащихся начальных классов. Они не задумываются о возможности личностного роста, уверены в своих силах, легко относят неудачи за счет внешних обстоятельств.

Адекватная самооценка у ребенка позволяет ему увидеть свои положительные и отрицательные стороны, определить, над чем необходимо поработать, как самосовершенствоваться.

Различные речевые нарушения влекут за собой и другие нарушения, в частности эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками он боится быть несостоятельным, старается избегать общения или вступать в конфликт, очень часто проявляет сильную привязанность к взрослому. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.

Особенность личности детей с ОНР заключается в том, что эти дети требует к себе особого внимания. Им необходима помощь логопеда для работы над звуковой стороной, общим развитии речи и педагога-психолога, помогающего справиться с такими трудностями, как нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, и тщательно подбирающего методы психологической коррекционной работы.

Таким образом, нарушение в развитии речи существенно влияет на ход и результаты социализации ребенка: ухудшается качество общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения, поиск способов самореализации в других видах деятельности.

Важное место в оценки сверстников занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В классе существует система ценностей, определяющая взаимоценку детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстников и себя. В семь лет моральные нормы осознаются школьниками точнее, большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость.

Школьнику оценивать себя гораздо труднее, чем сверстника. К последнему он более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка школьника очень эмоциональна; он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что школьнику очень трудно отделить оценку своих умений и собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже своих сверстников, значит признать, что он вообще хуже других детей. Поэтому школьники, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастаться некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться среди других детей настолько сильно, что часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Успешность обучения школьников с ОНР в значительной степени зависит от их интереса к занятиям, эмоционального климата на каждом занятии, отношения к учебной деятельности. Если у детей нет желания учиться, то все наши замыслы, поиски и построения становятся напрасными. Они превращаются в прах, безжизненную мумию, им не суждено воплотиться в жизнь.

Исследователями установлено, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному результату только тогда, когда обучающийся внутренне согласен с ней. В действительности ученики ведут оценку своих знаний параллельно и не всегда согласованно с учителем. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним педагогом. Без самооценки ученик будет абсолютно равнодушен у чужой оценке своей деятельности. Он должен понимать цели каждого действия и упражнения.

Для выявления уровня сформированности навыков самооценки знаний, умений детям младшего школьного возраста необходимо уметь:

— соотносить результаты своей работы с образцом (правилом, показом, объяснением педагога);

— выделять достоинства и недостатки своей работы;

— определять пути коррекции и самосовершенствования своей ученической деятельности.

См. также: Виды речевых нарушений

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)

Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР на логоритмических занятиях

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок