[sape_tizer]

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Сенсорное развитие детей младшего возрастаРазвитие сенсорных способностей дошкольников

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

Важнейшей особенностью развития детей раннего возраста является то, что это время наиболее благоприятное для совершенствования деятельности органов чувств и изучения окружающего мира.

Именно сенсорное развитие необходимо для успешного обучения и умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Поэтому, развитие сенсорных способностей дошкольников –  это основа дошкольного воспитания.

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Именно значительная часть трудностей, возникающая перед ребенком на начальном этапе обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Возникают сложности воспроизведения различных образцов движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены 7 цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Для формирования зрительного восприятия о предметах и явлениях действительности форма, цвет и величина имеют важнейшее значение. Дети в течение всего дошкольного возраста учатся использовать сенсорные эталоны в качестве восприятия, и этот процесс можно разбить на несколько этапов.

1 этап – предэталонный, происходит на третьем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы (собирает пирамидки); про круглые говорит, что они похожи на шарик. Таким образом, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, ребенок учится учитывать их внешние свойства.

2 этап  – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет определенное название. Играя, ребенок учится распознавать основные цвета спектра.

3 этап – в 4 – 5 лет ребенок овладевая сенсорными эталонами, начинает их систематизировать. Родители помогают ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с геометрическими формами, различающимися по соотношению сторон, –  «короткими» или «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд.

См. также: Дидактические игры Сенсорное развитие

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Языковая способность детей с комплексными нарушениями развития

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок