Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Как правило, родители озабочены речевыми трудностями своего малыша. Очень часто приходится слышать: «Мой ребенок не говорит», «Мой ребенок говорит шепотом», «Мой ребенок заикается».

Такие проблемы, как систематичные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушение иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требует своевременной помощи ряда специалистов. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка.

Основные задачи логопеда дошкольного учреждения – определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям, наметить план коррекционной работы с ребенком, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить логопедические занятия в домашних условиях. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдая за своим ребенком, за его поведением на занятии, качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации – это преемственность в работе между логопедом и родителями, залог ее успешного решения, так как только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.

Речь – сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом окружении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, после трех лет, речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений в речевом развитии.

Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение ребенка.

Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи, следует обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи («бибабо»). Эмоционально окрашенная ситуация побуждает стремление к общению, но диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Иногда слово бо-бо – одно из первых речевых достижений вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, индивидуален.

Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание. Наиболее частой родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.

При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Всё это помогает малышу усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Интересно почитать: Формирование речи детей раннего возраста

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Релаксационная гимнастика

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Методические рекомендации логопеда для родителей

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Как правильно учить ребенка читать?

Обсуждение: 2 комментария
  1. Михеич:

    Интересное введение к методике исправления нарушений речи у ребенка. Спасибо! Все это можно использовать и в обучении  русскому языку иностранного студента — например китайца — что я и собираюсь применить в своей педагогической практике в Китае. Еще раз спасибо за введение к этой интересной методике

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок